Всем привет, на моем канале редко появляются статьи с размышлением или же личным мнением меня, как автора, однако иногда хочется порассуждать на различные темы и обсудить с подписчиками и посетителями. В наше неспокойное время многие, казалось бы очевидные вещи, при внимательном рассмотрении не кажутся столь очевидными и в эпоху информационных технологий многие не вникают в нюансы и мельчайшие детали того, что им показывают и что навязывают. Как пример: успехи турецкого ВПК в сфере ударных БПЛА, казалось бы, некогда аграрная страна, которая относительно цивилизованной стала к 90-м, смогла по утверждению СМИ и различных источниках в сети стать чуть ли не лидерами в производстве БПЛА.
С одной стороны, обычному обывателю это кажется реальным, особенно после десятка видео с применением тех же Bayraktar TB2 в Сирии и Ливии, крайне удачный аппарат с высокой эффективностью и относительно компактный вовсю рекламирует технологический потенциал турецкого ВПК. Но не всё так просто и дьявол как говорят, кроется в деталях, а именно каким образом страна, которая свой ОБТ «Altay» слепила из того, что дали со всего мира, включая платформу от Южнокорейского ОБТ К2, разработанного компанией Rotem (подразделение Hyundai Motors), смогла освоить такие технологии?
Детали кроются практически во всём, рассматривая множество видео, перечитывая уйму турецких источников у меня сложилось совсем другое мнение о "лидерстве" Турции в это сфере. Про «фиаско» Панцирей в Сирии и Ливии я уже писал в одной из статей с полным разбором того, что по большей части это русофобская пропаганда и потери комплексов ПВО в соотношении к потерянным БПЛА не в пользу последних, но не суть. Турецкий БПЛА Bayraktar TB2 назвать турецким можно с натяжкой, так как все основные узлы БРЭО и авионики, включая силовую установку никакого отношения к Турции не имеют вовсе.
Поймите меня правильно, БПЛА хороший и эффективный, но как можно говорить о лидерстве, если вы не можете производить начинку? Поверьте, я перечитал уйму материала о полупроводниковом производстве в Турции и кроме силовой электрики и производство низкоуровневых CMD компонентов ничего более сложного на территории Турции, что можно использовать в сфере ВПК не производится.
Как видно на инфографике, готовые модули БРЭО с мира по нитке, система связи и автоматической посадки из США, как и навигационная система от корпорации Grumman Aircraft Engineering, вся аппаратура коммутации тоже из штатов, двигатель Rotax 912 из Австрии, сервоприводы из Германии, как и композитный материал, использующийся в производстве фюзеляжа. Помимо этого посадочные системы производства Великобритании, а одним из главных компонентов отвечающих за зрение и наведение таких как ОЭС канадского производства на базе тепловизионной матрицы американской компании Flir Systems Inc.
Конечно же имеются и блоки БРЭО собственного производства, однако вся элементная база используется из Китая, Тайваня и Израиля, а так же встроенная аппаратура в наземном центре управления используются АРМ терминалы на базе обычного х86 вычислителя от Intel, а в качестве программной платформы турки используют MS Windows. С чем связано такое решение мне не понятно, так как в подобных системах используют QNX подобные платформы или минимум что-то на Linux.
Кстати после использования БПЛА Bayraktar в Нагорном Карабахе, некоторые поставщики компонентов прекратили поставку компании Baykar Makina, в частности наибольшей проблемой стала ОЭС, которую по заявлению главы МИД Канады Франсуа-Филипп Шампань больше не поставляют. Хотя стоит отметить, что Турция смогла разработать собственную ОЭС ASELSAN CATS взамен канадской Wescam MX-15, но вот вопрос? Судя по описанию с сайта изготовителя, тепловизионная матрица там американская FLIR, как и германиевая оптика.
Да и подобные матрицы самостоятельно могут изготовить всего 4 страны (США, Китай, Франция и с 2015 года Россия), многие высокотехнологичные страны, такие как Япония, Корея, Германия за 30 лет свою тепловизионную матрицу так и не осилили. ASELSAN заявляет, что турецкая ОЭС может выдавать оптически стабилизированную картинку до 1920x1080 по коммуникационному интерфейсу RS-422 и MIL-STD-1553B, что тоже вызывает вопрос? С каких пор в Турции начали производить ПЗС матрицы? Какой GPU всё это обрабатывает? Коммутирует всё турецкий DSP? А гиростабилизаторы там чьи?
Как по мне, всё это так же можно прекратить поставлять и если с двигателем Rotax 912 у Турции всё проще и тут действительно смогли его заменить на свой мотор PD-170 (лицензионная копия от китайского Wing Loong), то с БРЭО всё под большим вопросом и о лидерстве тут говорить рано. А на сегодня всё, подписывайтесь на канал, всем добра!
#турция #bayraktar tb2 #война #нагорный карабах #ПОЛИТИКА #САНКЦИИ