Найти в Дзене
Дмитрий Гаун

О МЕДИТАЦИИ, + простые методы.

Существуют разные виды медитации, но основная цель одна - это приостановка мыслительного монолога. Для большинства людей, очень непривычно восприятие без постоянно звучащей в голове - трактовки или анализа происходящего. Поэтому, многие начинающие или интересующиеся часто спрашивают - а не вредно ли это? За последние несколько десятилетий, было проведено масса научных исследований на тему влияния

Существуют разные виды медитации, но основная цель одна - это приостановка мыслительного монолога. Для большинства людей, очень непривычно восприятие без постоянно звучащей в голове - трактовки или анализа происходящего. Поэтому, многие начинающие или интересующиеся часто спрашивают - а не вредно ли это? За последние несколько десятилетий, было проведено масса научных исследований на тему влияния медитации на человека. Практически все приходят к тому, что влияния медитации - исключительно позитивное, причём в различных сферах, будь то эмоциональный, физический или энергетичекие аспекты. Часто возникает вопрос - не снижаются ли умственные показатели или реакция от занятий медитацией? Как ни странно, но практики приостановки мыслительной деятельности - способствуют повышению качества возникающих идей и решений, а так же усиливают творческие вдохновения. Что касается реакции, то она значительно увеличивается из-за снижения напряженности в состоянии. Профессиональные воины всех времён практиковали вхождение в состояния безмыслия, такое практиковалось не только в восточных, но и в некоторых западных воинских традициях. Это снижает скованность и стресс, повышает реакцию и рациональность тактических решений во время боестолкновения. В современной подготовке профессионального бойца, медитативным практикам уделяется очень большое значение.

Медитативные практики можно разделить на пассивные - сидячие или лежачие, и на активные - во время прогулки или иной деятельности. Я бы отнёс в отдельную группу глубокие медитации, когда практикующий, осознанно снижает частоту физических и психических параметров. Эта тема заслуживает отдельного рассмотрения, - уже после освоения навыка остановки мыслительного монолога.

Давайте рассмотрим несколько достаточно простых способов остановки мыслительного монолога. Возможно какой-нибудь метод сработает сразу, а что-то потребует некоторого усердия. В любом случае, если практиковать, постепенно "паузы безмыслия" будут возникать чаще, и станет увеличиваться их продолжительность. Сознанию нужно некоторое время, для того чтобы привыкнуть к возможности восприятия - не сопровождаемого "словесным сопровождением" в уме.

Способы остановки "мыслительного монолога":

1) Можно представить с закрытыми глазами простой предмет, точку, любую форму, или просто на что-либо смотреть. Сосредоточить всё внимание только на выбранном объекте, и при этом запретить себе - мысленно это описывать. То есть: ничего не формулировать о наблюдаемом предмете, и не представлять способы его применения.

2) Этот вариант остановки мыслительного монолога, не создаёт "включение тишины в голове", но он очень хорошо подходит для начинающих, так как позволяет поверить в возможность восприятия и действий - без мыслей. Суть метода в "глушении мыслительного канала". Все могут воспроизводить монотонное звучание "звука - м-м-м-м...", пока хватает воздуха в лёгких. Задача упражнения в том, чтобы, не прерывая воспроизводить монотонное м-м-м - в уме, ни на вдохе, ни между циклами дыхания. Пока внимание направлено на монотонность "звучащего в голове - м-м-м", диапазон на котором возникают мысли - занят. Это упражнение позволяет сознанию привыкнуть к восприятию - без мысленного анализирования - происходящего и своего состояния, и после этого, другие способы остановки мыслительного монолога будут легче осваиваться.

3) Наблюдая текущие мысли, можно поставить задачу - найти в голове место их возникновения. Обычно, при попытке прислушаться и определить "расположение источника" возникающих мыслей - слова в голове затихают.

4) Можно представить, что слов не существует, то есть, размышлять о чём-либо - просто нечем. И соблюдая такую условную позицию - продолжать воспринимать окружающий мир. Так же, можно применять этот способ и в пассивных медитациях.

5)Можно озадачить ум - стремлением исследовать и проанализировать тишину в голове. Ту тишину, которая всегда есть в паузах между мыслями, или в промежутках между звучащих в голове слов. Ум склонен выполнять задачи, и чтобы прислушаться к тихим промежуткам – начнёт затихать. При первых осознанных возникновениях тишины в голове, "он" конечно сразу начнёт как либо рассуждать на эту тему, и тут же будет понимать - что возникающие мысли - прерывают возможность полноценного исследования. Через несколько таких попыток, запуск анализирующих тишину мыслей станет постепенно откладываться на большее время, и начнёт формироваться привычка к умственной тишине.

6) Есть ещё один очень интересный, хоть и не достаточно быстрый способ. Он постепенно раскрывает "механизмы ума", формирует навык остановки мыслительного монолога, и способствует значительному повышению качества возникающих мыслей и идей.

Это - практика "наблюдения тем своих мыслей". Вы, как можно чаще внимаете свои текущие размышления - как "сторонний наблюдатель", но при этом - не цепляетесь вниманием за конкретно сейчас звучащую мысль, чтобы не отвлечься на мысленное развитие конкретно этой идеи. Вы как бы поверхностно наблюдаете общую тематику размышлений - игнорируя вниманием конкретные детали. Задача: наблюдать процесс мышления - но не вникать в содержание, дабы не спровоцировать "вовлечение в сам процесс мышления".

Такая практика, постепенно приведёт к уменьшению и прекращению, "крутящихся по кругу" - одних и тех же мыслей. Их просто станет не интересно думать - так как они уже неоднократно наблюдались.

Далее, значительно уменьшится количество негативных мыслей - привычно возникающих при восприятии "раздражающих тем". Так как осознанное наблюдение подобного реагирования, создаёт стойкое понимание обязательного следствия, а именно - пребывание в негативных состояниях.

И всё чаще и на дольше время, при наблюдении звучащих тем в голове - будут возникать "тихие промежутки" между "словесными потоками". Во время остановок мыслительного монолога - надо продолжать наблюдать, но теперь наблюдать - тишину.

Этот способ требует некоторого времени для формирования привычки, но оно того стоит.

7) Так же, для остановки мыслительного монолога, можно представить себя каким-нибудь внешним сознанием, находящимся немного выше головы или в сердце (кому как удобно), и слышащим возникающие в голове мысли. Но при этом, "условный слушатель" - как будто не владеет наречием - на котором звучат ваши размышления, и соответственно - ничего не может понимать. Во время "такой прослушки" - в голове возникает тишина.

8) Или, можно просто продолжать внимать текущий момент – как постоянно предшествующий возникновению следующей мысли.

В качестве активной медитации, например, во время прогулки или сидячего созерцания, можно заменить привычное состояние "я воспринимаю", на "восприятие - без меня", без мыслей о себе, без внимания к своим ощущениям, как будто происходящее восприятие - это "наблюдение из - никого". Эдакий "процесс наблюдающего отсутствия" при котором "отсутствие" - выступает в роли наблюдающего. В итоге: остаётся только - наблюдение.

Такое восприятие, естественным образом останавливает "умственные соотношения себя со всем". Такая отмена относительности "идеи я" - с происходящей реальностью, сразу освобождает от всех напряжений. Для этого - ничего не надо делать, просто перестать поддерживать вниманием такие воспринимаемые в себе процессы, как - ощущения тела и текущие мысли, оставив внимание на самом наблюдении, как бы растворяясь во всем воспринимаемом.

Если не получается, можно представить: оболочку или сферу вокруг своего тела, внутри которой - ничего нет и - ничего не происходит, и "вынести все ощущения" за пределы этой условной границы. То есть: внутри "своей области" - "зона полного безвнимания", в которой только "безвосприятие". Тогда ощущение "я" - как субъекта, как бы растворяется до состояния "я во всём", и привычная эгоцентрированность постепенно трансформируется во "всё есть - одна любовь, - одно сознание...". Откуда спрашивается - возьмётся любовь, если нет меня? Всё просто: когда нет "того" - с кем всё может так или иначе соотносится, тогда, "необусловленное отдельностью себя" - сознание, - воспринимает всё с естественной и свободной любовью.

Со временем, сознание привыкнет к более свободному состоянию восприятия, и для пребывания в таком медитативном состоянии больше не потребуется необходимости в воображении каких-либо условностей.

Стоит добавить, что остановку мыслительного монолога - можно сравнить с открыванием двери в сознание. Если условно представить, персонально воспринимаемое сознание - пузырём, то такое свойство сознания - как ум, - предназначенный для адаптации и взаимодействия, можно сравнить с оболочкой "пузыря сознания". Так вот, во время остановки мыслей, ум перестаёт ограничивать - имеющейся информацией, и наш условный "пузырь сознания" - освобождается от ограничивающей его информационной оболочки, - преимущественно состоящей из имеющихся стереотипов и программ.

В итоге, не важно зачем вам освоение медитации, - для того чтобы достичь гармонии с собой и миром, для того чтобы заглянуть за воспринимаемые пределы текущей реальности, или для того чтобы эффективно влиять на объективную реальность, - навык остановки мыслительного монолога значительно поспособствует реализации целей.

Дмитрий Гаун. (из "Несерьёзность - религия богов")

Если Вам нравятся публикации о - сознании, философии, эффективной саморегуляции и т.п. - ставьте лайки, подписывайтесь на канал, делитесь с друзьями и - ЖИВИТЕ СЧАСТЛИВО!

https://www.litres.ru/dmitriy-gaun/