Новый год и Рождество уже совсем близко. Повсюду зажигаются ёлки и гирлянды, витрины магазинов пестрят красочными инсталляциями, на кассах толкутся охотники за подарками. Мы решили поделиться праздничной атмосферой и сделали подборку из 10 картин, которые приблизят долгожданный Новый год.
Каспар Дэвид Фридрих – лидер немецкого романтизма в живописи. Мистический пейзаж, глубокая символика, неземной свет и едва уловимая снежная дымка – такова готическая зима Фридриха. Сумрачные и таинственные картины художника заставляют заглянуть внутрь себя, обратиться к вечным вопросам, переосмыслить свои поступки и убеждения.
Айвазовского-мариниста знают все. Гораздо менее известны зимние пейзажи художника, хотя и они выполнены с непревзойденным мастерством. Айвазовский был гением цвета, поэтому и зимняя палитра его многообразна: он использует всевозможные оттенки белого, голубого, розового, жёлтого. Так ему удаётся запечатлеть на холсте неуловимую дымку, которая часто стоит в морозном зимнем воздухе.
На пейзаже 1876 года мужчина и женщина, прижавшись друг к другу, идут по дорожке парка. Их обступают могучие деревья, наряженные в белые шубы инея. Ветви склоняются к земле, потрескивают под тяжестью сковавшего их льда. При взгляде на картину даже чувствуется, как мороз щиплет щёки. Вокруг звенящая тишина и покой. Человек кажется совсем маленьким и беззащитным на фоне величественной зимней природы.
Зимние пейзажи Клода Моне не так широко известны, как его «Кувшинки». Тем не менее, французский импрессионист был мастером зимних сцен – их он нарисовал более ста. Говорят, что, увидев снежные пейзажи Моне, его друг и коллега по художественному цеху Эдуард Мане отказался от любых попыток создать свои собственные.
Сюжет это зимнего пейзажа простой, но поэтичный. Маленькая черно-белая птица, словно одинокая нота на нотном стане, сидит на заснеженной изгороди во французском городке Этрета. Моне стремился запечатлеть все оттенки искрящегося на солнце снега, игру света и тени в то мгновение, пока птичка не упорхнула.
Совсем иначе видел зиму Василий Кандинский. Его пейзаж выполнен в неожиданно ярких оттенках синего, жёлтого и розового. Цветное конфетти усеивает небо и землю. Безлюдная тропа ведёт к тихой деревушке, затерянной среди гор. В этой работе есть что-то радостное и праздничное. Дом, сияющий золотом в конце лиловой дорожки, кажется уютным и гостеприимным. Именно туда стремится путник сквозь заснеженную долину, там он обретёт долгожданные приют и тепло.
На картине русского художника Бориса Кустодиева шумный ёлочный базар. Кажется, что перед нами иллюстрация из книги сказок: фигурки людей в пёстрых одеждах словно игрушечные, а золотые маковки церкви выделяются на фоне заснеженного неба как башни волшебного замка.
На холсте мастерски передана предпраздничная атмосфера. Народ толпится на площади, все шумят, глазеют по сторонам, толкаются. Тут лихой кучер гонит свою лошадку в нарядной попоне, там праздно прогуливаются богатые барыни в меховых муфтах. Зазывалы вовсю расхваливают свой товар, суетливые покупатели разбегаются по домам, успев урвать самую свежую ёлку.
Работа Кустодиева простая и незатейливая, но при этом полная жизни, умиротворения, предвкушения чуда. Если присмотреться и немного пофантазировать, можно даже услышать гул радостной толпы и почувствовать свежий хвойный аромат новогодней ели.
Сюрреализм и рождественские открытки – странное, но возможное сочетание, это доказал не кто иной, как Сальвадор Дали. Испанский художник не гнушался коммерческих проектов и в середине прошлого века выполнил серию работ для американской компании Hallmark, которая производит поздравительные открытки.
Ключевым мотивом сюрреалистической серии открыток Дали стал образ бабочки. Художник проводил аналогию между превращением уродливой гусеницы – телесной, земной ипостаси человека – в прекрасную свободную бабочку, символизирующую человеческую душу. Так, на одной из открыток Сальвадор Дали изобразил причудливую рождественскую ель. По словам самого художника, дерево стоит на широкой испанской равнине, которая символизирует вечность, а две фигурки внизу – мать художника и он сам в образе маленького мальчика.
В последние годы жизни Анри Матисс перенёс серьёзную операцию и работал сидя. С помощью обыкновенной бумаги, гуаши и ножниц он создавал яркие аппликации, великолепные в своей красочной простоте. В них вся суть творчества Матисса: симфония цвета, ритмический танец обрезков бумаги, абсолютная композиционная гармония.
Французский художник хотел показать ценность человека и красоту жизни, он стремился к искусству баланса и чистоты, искусству, которое дарит покой и умиротворение всем уставшим и сломленным. Работы Матисса должны были быть «чем-то вроде хорошего кресла».
«Рождественская ночь» – это дизайн витража, поэтому аппликация выполнена в форме окна. Перед нами удивительно симметричный танец чёрных и белых звезд, вихрь гигантских снежинок, буйство красок. Настоящий зимний праздник цвета и света. Однако картина имеет и сакральный смысл: жёлтая звезда в центре композиции указывает зрителю путь к истинному свету, который прогонит тьму и озарит жизнь непередаваемым сиянием.
До того, как Энди Уорхол начал создавать произведения искусства для галерей и музеев, он был одним из самых востребованных и высокооплачиваемых коммерческих иллюстраторов Нью-Йорка. Уорхол выполнял заказы для журналов Vogue, Glamour, Harper’s Bazaar. В 1956 году ювелирный дом Tiffany & Co предложил Уорхолу сотрудничество, и художник создал серию рождественских открыток.
Уорхол славился своей любовью к Рождеству. Рисуя ёлки из фруктов, оленей, херувимов, чулок, подарков и конфет, художник воплощал свой идеал праздника, который он представлял в детстве. Простые и искренние, эскизы Уорхола стирают тонкую грань между коммерческим дизайном и изобразительным искусством.
Известный советский и российский художник Илья Глазунов за свою жизнь написал более четырёх тысяч картин, от небольших зарисовок до монументальных полотен. Он писал картины о России, истории, религии, войне, работал над интерьерами Большого Кремлевского дворца. Однако эта картина далека от его наиболее крупных произведений. Она теплая и домашняя, близкая каждому русскому человеку. Душистая ёлка украшена игрушками, мишурой и свечами. Она наполняет комнату волшебным золотистым светом, вторит луне за окном, которая освещает знакомый городской пейзаж. Все вокруг словно замерло, притаилось в ожидании новогоднего чуда.
Рождество часто ассоциируется у нас с Рокфеллеровской елью, которую ежегодно зажигают перед праздниками в Нью-Йорке. Это событие привлекает в город сотни туристов, а церемонию зажжения огней транслируют в прямом эфире. Ёлка, украшенная километрами гирлянд, радует горожан целый месяц. Здесь можно покататься на коньках, выпить согревающий глинтвейн и просто полюбоваться на рождественские украшения.
Читайте также:
Афиша на 14—20 декабря: возвращаемся на лекции
Креатив российских брендов: 7 вдохновляющих Instagram-аккаунтов, на которые сложно не подписаться