«Облик грядущего» (1936) реж. Уильям Кэмерон Мензиес
Натолкнулись мы на этот фильм давно, когда еще делали «археологические раскопки» в жанре кинофантастики.
На поверхности лежат известнее вещи - «Космическая одиссея», «Чужой», «Бегущий по лезвию» и прочее.
На вторых кругах фантастического «ада» обитают «Призрак в доспехах», «Пятый элемент» и т д. А вот ниже, под слоями времени, можно обнаружить вот такие интересные вещи.
Из явных шедевров этот фильм можно сравнить с «Метрополисом» (1927) Фрица Ланга. И это неудивительно - команда создателей под предводительством титана английского кино Александра Корды, - в первую очередь держала под прицелом именно этот монументальный шедевр немецкого киноэкспрессионизма. Но, если шедевр Ланга показывал нам угнетение рабочих и разочарование в техническом прогрессе, то Корда хотел показать торжество науки, победу над всеми сомнениями и в конечном счете создание на Земле научного просвещенного рая.
Замысел был мощный, амбициозный, сил вложено громадное количество, но все же он явно уступил в этом творческом конкурсе с лентой Ланга. Все таки, у немецкого гения была мысль, при том конфликтная в основе, и он ее облек в запоминающиеся образы, тогда как у команды Корды был сильный запал, но не хватило таланта для воплощения замысла.
Но обо всем по порядку.
За сюжет отвечал гений литературной фантастики - сам Герберт Уэллс («Машина времени», «Война миров», «Человек-невидимка»). Он практически предсказал начало второй мировой войны, ошибся всего в несколько месяцев.
По его предсказаниям война началась в 1940 году. С этого начинается фильм. Великобритания подвергается нападению противника самолетами (понятно какого), начинается долгое ожесточенное сопротивление. Оно идет не один десяток лет.
Обе стороны активно пользуются химическим оружием (тогда оно было самое страшное, об атомном еще не знали, а вот последствия химических атак в первую мировую помнили еще очень сильно).
К концу войны, где-то в 70-е годы (!), на страну обрушивается очередная напасть - эпидемия ходячих людей (возможно, как раз, последствие химических атак). Люди гибнут один за одним и только жесткий отстрел помогает остановить эпидемию в городе (местами съемки напоминали и стали предвестником нападений зомби в «Ночи живых мертвецов» (1968) Джорджа Ромеро).
Общество возвращается в средневековое состояние. Появляется вождь. Ему поклоняются. Но, однажды, в небе люди замечают самолеты. К ним приземляется совершенно непохожий на них, «новый человек», он с других мест, там, где восторжествовала уже новая цивилизация. Конечно, его ловят и мы следим за тем, получится цивилизованному миру вернуть это племя обратно на путь гуманных взаимоотношений, а заодно и спасти человека с самолета.
В качестве вывода - Очень долгое повествование в сюжете. События чередуются один за одним и ты не успеваешь следить за всем и знакомится с персонажами. Не складывается цельная картинка происходящего - к середине фильма непонятно, что будет дальше, ведь кажется, что история закончена. В какой-то момент мы поймали себя на мысли, то смотрим не фильм, а большой трейлер какого-то эпичного фильма о будущем и, как это обычно показывают в трейлерах, нам представлено только самое значимое, без деталей и подробностей.
От этого фильм сильно проиграл и не смотрится едино, цельно.
Но, хотелось бы отметить революционность съемок и огромный вклад в создание декораций и образа мира будущего. Здесь все смотрится невероятно и грандиозно. Режиссер фильма Уильям Кэмерон Мензиес больше известен как художник-постановщик и имел отношение к созданию таких значимых фильмов, как «Унесенные ветром», «По ком звонит колокол», «Ребекка», «Эта замечательная жизнь».
А еще его интересно смотреть в одной параллели с «Космическим рейсом» (1935), где изображен несостоявшийся проект Дворца советов, «Гибель сенсации» (1935), «Дорогой к звездам» (1957) и, конечно же, «Аэлитой» (1924)- шедевром советской фантастики.
Интересный факт:
17 ноября 1936 года фильм был показан в посольстве США в Москве, где его посмотрели Михаил Булгаков с женой. Елена Сергеевна Булгакова записала в дневнике: «Приём у военного атташе Файмонвилла в доме американского посла. Два фильма. Первый, по Уэллсу, — „Грядущее“ („Future“) — о будущей войне. Начало очень сильное, конец — надуманный, неубедительный…».
Смотрел? Напиши свое мнение о фильме.
Пишем только о качественном кино, которое ТЕБЕ точно ПОНРАВИТСЯ!