Больше года я опасался смотреть фильм "Лето" про рок восьмидесятых снятый опальным режиссером Кириллом Серебренниковым в 2018 году. Судя по трейлеру меня ждало тошнотворное зрелище. Однако на деле все оказалось не так уж и плохо. Но к авторам осталась масса вопросов.
Если фильм основывается на неких воспоминаниях Наталье Науменко, то становится понятнее почему центральная сюжетная линия основана на мелкой интрижке между ней и Цоем. Хотя интрижки-то не было – авторы раздули факт знакомства Натальи с Виктором.
Я обеими руками за то что, наконец-то сняли фильм о величайшей фигуре ленинградского рок-клуба Майке Науменко. Это единственное, за что авторам надо сказать спасибо. Но всё остальное искажено и гипертрофировано.
Если Борис Гребенщиков, который тоже фигурирует в фильме, сказал "не так всё это было" – значит действительно было не так. Авторы выхватили исторические детали, дофантазировали и склеили их как им заблагорассудится. "2-12-85-06" неожиданно оказался телефоном будущей жены Цоя.
Или вот этот выстрел в пустоту про "песни без смысла". Зачем? К чему эти "шары из хрусталя"? Режиссер, хотел сказать, что он тоже слушал пластинки "Аквариума", так это невелика заслуга.
Майк выглядит в фильме мрачной закрытой личностью. Хотя по словам ЮЮ он был, чуть ли не самым веселым человеком в питерской тусовке. И по словам Натальи Науменко Цой тоже был далеко не "букой".
На один из главнейших вопросов, который интересует меня и сейчас – почему ключевая группа русского рока восьмедесятых не приняла участие в двойном альбоме Джоанны Стингрей, в фильме дан какой-то невнятный ответ.
Эта тема лишь слегка, в одном невнятном диалоге затронута в фильме. Что ещё раз доказывает, что авторы не ставили целью отвечать на какие-то вопросы, а равно и задавать их. Авторы не придерживались исторической правды, в целом в фильме нет ни слова правды.
Непонятно к чему в фильме периодически вставлены сцены, про юношей снимающих трусы. То это происходит на тусовке у моря, то в военкомате на медкомиссии.
Или режиссер хотел сказать, что так поступали исключительно хиппаны из восьмидесятых? Или понятие свобода каким-то образом связано со снятием трусов?
Сцена в электричке вообще про какой-то загнивающий запад, не про страну советов. Нет прекраснее мира чем СССР начала восьмидесятых, мира в котором никто никого не боялся. Да, было скучно, но согласитесь это цена спокойствия, настоящей стабильности и уверенности в завтрашнем дне. В те временя в совке человек человеку был друг, товарищ и брат.
На фоне этого невнятного зрелища, самое яркое, что есть в фильме - это саундрек в титрах. Звучит песня Цоя. И это так живо, так прекрасно, что можно простить два часа вторичного шлака. Стоит потратить два часа на созерцание насквозь лживого действия, чтобы потом ощутить настоящее творчество.