из цикла "Байки офисного планктона"
Внимание! Все сюжеты и персонажи вымышлены. Все совпадения имен или названий случайны.
Это такой-же типовой персонаж любого офиса, как стукач или самодур-начальник. За свою трудовую жизнь я успел поработать в нескольких компаниях, и вот, какую закономерность я определил: чем старше компания, тем больше в ней бездельников. При этом, строгий режим труда никак не влияет на их количество. Почти все бездельники являются старейшими работниками предприятия и бездельничают там чуть ли не с момента основания.
Конечно, самые сладкие для бездельников времена давно ушли в небытие. В старые и для некоторых дураков благословенные советские времена бездельникам жилось очень даже хорошо. Особенно во всевозможных НИИ и КБ. Типичный советский бездельник один раз в неделю вообще не ходил на работу. Это называлось «библиотечный день». В оставшиеся четыре трудовых дня бездельник являлся (обычно с опозданием) на рабочее место, вешал на спинку стула пиджак, выкладывал на стол портфель, какую-нибудь документацию, ручку, калькулятор. И исчезал до обеда. Все попытки найти его «на территории» были безуспешны. Такой бездельник назывался «только что вышел». Другой тип советского бездельника назывался «бездельник-паразит». Этот персонаж находился в постоянном поиске работников или групп, занятых реальным делом. Найдя таковых, паразит плотно присасывался к жертвам, всячески втирался к ним в доверие, и в итоге часто формально становился чуть ли не лидером, главным исполнителем перспективной работы. На самом деле, он только мешал людям работать, поскольку сам ничего не умел. Также были широко распространены бездельники-общественники. Эти с упоением занимались чем угодно, только не выполнением своих прямых обязанностей.
Когда наступили новые времена бездельники типа «только что вышел» практически выродились. И связано это, главным образом, не с выросшей эффективностью управления, а с техническим прогрессом. Мобильные телефоны, системы контроля и управления доступом, электронные пропуска и видеокамеры сделали жизнь таких бездельников невыносимой. Где-то спрятаться, а тем более «за пределы» стало практически невозможно. А технические библиотеки пали под натиском информационных технологий. Бездельники-общественники бесследно исчезли одновременно с упразднением на предприятиях парткомов, профкомов и комитетов комсомола.
Но паразиты сохранились, правда для этого им пришлось сильно измениться. Современный паразит (он же – кипучий бездельник) – это, как правило, мелкий начальник, чаще зам. или пом. Он рыщет по офису в поисках какой-нибудь области применения своей инициативы. Желательно без принятия ответственности. И таковую область паразит непременно находит. Например, на каком-нибудь совещании паразит неожиданно выступает с докладом об экономии бумаги. Он, видите ли, обнаружил, что у бумажного листа две стороны. А используется только одна. В результате бумага, использованная лишь на половину идет в уничтожитель. Это расточительство. Какие предложения? Пожалуйста!
1. Большую часть документов печатать на 2-х сторонах.
2. Документы с текстом на одной стороне не уничтожать, а складывать для использования в качестве черновиков.
3. Во всех подразделениях назначить ответственных за экономию бумаги.
Накладные и офисные расходы – всегда болезненная тема для начальства, и инициатива по подобной бредовой экономии вполне может найти отклик в директорской душе. И если такое случается, нет большей радости для кипучего бездельника. Естественно, он назначается ответственным за экономию (а если нет, то продолжает свою деятельность в инициативном порядке) и с упоением принимается трудиться на этой ниве, а попутно искать новое направление для своих усилий. Внешне это выглядит очень привлекательно. Человек добросовестно, не жалея себя исполняет свои обязанности. Тот факт, что деятельность его носит деструктивный характер, и что экономия бумаги – мелочь по сравнению с трудозатратами на эту экономию до поры никого не беспокоит. Со временем, конечно, пелена с глаз загипнотизированного начальства падает, но к этому моменту у кипучего бездельника уже готова новая инициатива. Именно с подачи таких паразитов несчастные работники постоянно пишут отчеты, готовят планы и заполняют многостраничные формы. А бездельник счастлив: оп при деле, он заметен, он отмечен. Ура!!!
Еще одна разновидность современного офисного бездельника – «смотрящий». Это очень распространенный тип. Этот бездельник стремится занять такую должность, при которой в его обязанности будет входить контроль деятельности других работников. И если таковой контроль - не основная его обязанность, то со временем, станет основной. Будьте спокойны, он постарается. Не секрет, что в крупных компаниях существует такое упражнение, как «собирание автографов». Поясняю для непосвященных. Нет, к поклонникам звезд эстрады и кино этот процесс не имеет отношения. Просто любой документ, попадающий на подпись руководителя должен собрать кучу подписей – виз руководящих и контролирующих работников. И чем крупнее корпорация, тем таковых больше. Будь то договор с заказчиком на десятки миллионов или вызов слесаря для починки доводчика двери – почти без разницы. В некоторых больших компаниях имеются даже специальные, официально утвержденные таблицы, в которых указано для каждого типа документа: кто и в каком порядке будет его визировать. Задача исполнителя документа – в кратчайшие (как обычно) сроки собрать все визы и только после этого отдать документ на подпись руководителю. При этом, некоторые средние начальники, не желая вникать в суть визируемых документов, силой своей власти назначают ответственных лиц, с которых также требуются подписи на оборотной стороне документа. В результате, эта оборотная сторона вся сплошь покрывается разноцветными и разнонаправленными закорючками. В одной конторе, где я работал это метко называлось «Стена Плача». Заветная мечта бездельника-смотрящего – добиться права царапать на такой Стене Плача свою закорючку.
Добившись права визирования, бездельник начинает устраивать и оптимизировать свой трудовой процесс. Для этого он первым делом устанавливает на краю своего стола два лотка – один для входящих документов, другой – для исходящих. Теперь просто так подсунуть ему документ на визу – не выйдет ни при каких обстоятельствах. На все попытки исполнителя привлечь его внимание он, не отрывая взгляда от пасьянса на экране монитора, только будет стучать ручкой по краю «входящего» лотка и бормотать – «клади сюда». На попытки скандалить, он, надувшись, гордо заявит: «Вас много, и всем срочно, а я один! Клади в лоток!» Ну, чисто продавщица из советского гастронома.
Потом он заводит журнал учета проходящих через него документов, хотя, никто с него такого журнала не требует. Пока. Но смотрящий – человек опытный. Он точно знает, что рано или поздно этот журнал его выручит. В ответ на устные претензии он гордо вытащит свой гроссбух, откроет на нужной странице и провозгласит, как одноглазый гроссмейстер из «12-ти стульев»: «Па-а-азвольте! У меня все ходы записаны!».
Попавший к нему документ, смотрящий всегда добросовестно и досконально изучает. Нет, в суть он не вникает – все равно, не понимает ни рожна. Его больше всего интересуют грамматические и стилистические ошибки. На крайний случай, отступления от им самим придуманных форм документов. Найдя в тексте пропущенную запятую, смотрящий первым делом испытывает оргазм. Потом, отдышавшись, он берется за ручку и начинает портить документ. Сладострастно поставив в нужном (а часто и в не нужном) месте запятую размером с палец, он отмечает это место огромной галочкой или вопросительным знаком на полях. Внизу документа размашистым почерком ставится резолюция: «Исправить!» и документ переходит в лоток «Исходящие». Это означает, что исполнителю придется заново отпечатать документ, снова обежать всех, кто завизировал бумагу ранее (а они тоже шипят «клади в лоток»), объяснить им, зачем снова визировать и заново положить в лоток «входящие». При этом, претензии смотрящих часто попросту смехотворны и мнения их диаметрально противоположны. Однажды, взбешенный этой процедурой при подписании письма в адрес компании-партнера по чисто техническому вопросу, я совершил диверсию - отдавая на подпись директору окончательный, вымученный вариант, я подколол к нему снизу все предыдущие варианты с исправлениями и замечаниями всех смотрящих. Смотрящие, конечно, получили грандиозных люлей, а ваш покорный слуга получил моральное удовлетворение и нажил себе сразу нескольких опасных врагов.
Люди, занятые серьезной работой, всеми доступными способами пытаются увильнуть от обязанности визировать чужие сочинения, но бездельник берется за эту работу с удовольствием. И со временем, визирование, становится его основной, а часто и единственной обязанностью. В общем, «Что бы не делать, лишь бы ничего не делать» - таков девиз бездельника во все времена. И пусть читателя не вводит в заблуждение тот факт, что у меня в тексте бездельник всегда «ОН». «ОНА» в этом праздном сословии встречается не реже. Борцы за равноправие полов могут спать спокойно.
Другие рассказики из цикла "Байки офисного планктона".