Почему германцы кладут на могилы надгробные плиты руническим алфавитом вниз? И почему буквы кажутся такими знакомыми?
"Was wir über Runen wissen" Frankfurter Allgemeine
Необычная находка германских рун
Одна из последних научных сенсаций - находка 15-ти летней давности - осталась незаметной для обывателей. В пригороде Эрфурта было найдено германское поселение с жертвенным валом, датируемое примерно 300 годом нашей эры. Здесь были найдены всевозможные вещи: кости животных, сломанное оружие, а также гребешок размером всего в несколько сантиметров, сделанный из костяного материала, очень искусно вырезанного, но сломанного. Собирая его из кусочков, археологи заметили, что на нем были вырезаны символы, руны. Всего их было четыре, которые можно легко прочитать: «КАБА». Поскольку из более поздних открытий и из знания истории языка известно, что в определенных звуковых сочетаниях перед буквой «Б», должна быть «М», то надпись можно прочесть как «камба». Так и назвали этот гребень.
Гребешок из Фринштата произвел фурор в специализированных кругах. Во-первых, руны не находили так далеко на юге. Все руны из старшего футарка родом из южной Скандинавии, обычно из Дании. Находка была интересна и с точки зрения лингвистической истории. Форма «камба» должна быть отнесена к западногерманскому языку, более старые надписи, доступные до этого момента, были все северогерманскими. Итак, это была самая старая западногерманская находка. И наконец, можно задаться вопросом, почему кто-то нацарапал имя на гребешке. Сначала возникает естественное искушение предположить, что это просто детское упражнении со знаками. Но это маловероятно, руны существуют достаточно давно, и гребень был бы слишком ценным для таких письменных упражнений. Другое объяснение - магическое. Руническая надпись, возможно, должна подчеркивать существующее магическое значение.
Гребешок из Фринштата - хороший пример из множества находок рун, особенно из более древнего периода: они довольно маленькие, очень невзрачные, но вызывают ряд вопросов, которые горячо обсуждаются на протяжении десятилетий. Главный вопрос всегда заключается в следующем: следует ли рассматривать руническую письменность как нечто нечестивое или же это священное, магическое?
Какая магия может заключаться в «гребешке»?
С одной стороны, самим руническим знакам могло быть придано магическое значение. Это означало бы, что надпись волшебным образом поддерживает какую-то функцию расчески. Но и волосы сами по себе, вероятно, имели магическое значение для тевтонцев, что мы знаем из более поздних традиций. У Меровингов были длинные волосы, потому что это было частью их королевского достоинства. Гребни могли использоваться не только для ухода за волосами, но и иметь магическое значение.