Найти тему
Как то так

Тонны мяса без хлопот... Выдумка? В деревне родноверов богатели каждый год, владея природной технологией выращивания животных.

Камское водохранилище. Где-то под этими водами осталась родная деревня героя и пеньки  от дубовых деревьев, высаженных по решению деревенской сходки.
Камское водохранилище. Где-то под этими водами осталась родная деревня героя и пеньки от дубовых деревьев, высаженных по решению деревенской сходки.

- Кормить свиней? Летом? Да вы с ума сошли!

Именно так мне сказал Николай Иванович, с которым я познакомился на берегу Камского водохранилища.

Слева, по плотине ГЭС, нескончаемой вереницей шёл поток автомобилей, а справа накатывало волну на бетонную набережную оно – Камское море.

Когда я сказал, что еду на встречу с фермером, договориться о поставке зерна, Николай Иванович чуть не подпрыгнул.

- Кормить свиней? Летом? Да вы с ума сошли!

Когда я попросил объясниться, он показал на толщу воды перед самой плотиной и начал рассказывать.

- До строительства ГЭС Кама была шириной метров пятьдесят. А наша семья жила здесь, на самом берегу.

Деревня небольшая, меньше двух десятков дворов. Все друг друга знали, все решения принимали на сходке – копе, по-старому. Свиноматок держали в каждом дворе, а хряка – по очереди. Бедноты в деревне не было. Откуда? Пьянство было под запретом, а если человек трезвый да работящий, земля да речка вдоволь накормят и в запас положат.

– Зиму свиней кормили, а по весне, в конце марта, начале апреля, как только снег начнёт таять и первые прогалинки появятся, увозили их в лес. Кто как хотел, кто на санях, кто на телеге, кто шлейку на свинью надевал да за телегой вёл, кто просто вицей скотину гнал.

Изображение  Russ Critendon с сайта pixabay
Изображение Russ Critendon с сайта pixabay

Кругом тайга вся знакомая была, перехожена, переезжена. В каждом хозяйстве охотой, рыбалкой промышляли, грибы, ягоды, орехи в лесу брали, травы да коренья съедобные да лечебные собирали…

У каждого любимое, приметное место было в лесу, вот туда свиноматку и уводили… Хряка просто за околицу выгоняли, чтоб ненароком в чужой огород не залез, не напакостил.

Хряки – они своё дело хорошо знают. Свинью, которая в охоте, за пять, семь километров чуют, прибегут, покроют. А не раз бывало, что пойдёшь свою свинку проведать, смотришь, а поросята за ней полосатые бегают. Тоже хорошо. Значит, дикого кабана к себе подпустила, кровь в потомстве обновила. Такие поросятки растут хорошо, быстро, не болеют и мясо у них вкусное. Мягкое, как у домашнего поросёнка, а аромат лесной, сложный, целебный.

Так и получалось, что вроде и в лесу твоя скотинка, а вроде и под надзором. То один их увидит, то другой. Понаблюдают, а в деревне вечером либо сами расскажут, либо мальца пришлют, тот передаст.

Свинка потомство выносит, а как время подойдёт, логово себе смастерит. Где-то под выворотнем яму углубит, сверху валежником придавит, там и опоросится.

Тайга большая, водит самка своё потомство по просторам, где пень трухлявый разворотят, жучками, червяками, короедами полакомятся, где корней вкусных накопают, где травы сочной поедят, те же грибы, ягоды пособирают…

А осенью все выводки собираются в дубовой роще.

Вся деревня, от мала до велика, всё знали, что роща эта не простая. Свиней таким образом больше ста лет держали. И вот тогда, больше ста лет назад, вроде как ещё при Строгановых, так же, на сходе, решили высадить эту рощу. Привезли несколько мешков желудей и всем миром высадили на вырубках, где стволы для своих хором да хозяйственных построек брали.

В той роще не только наши свиньи жировали. Там и белки прыгали и куницы, дикие кабаны забредали, а то и хозяин жаловал – медведь. Всем хватало! Сейчас этой рощи тоже нет, перед затоплением дубы вырубили, и само это место тоже где-то под водой…

До самых снегов выводки бродили по тайге. А в деревне, за огородом, каждый хозяин ставил им стожок сена. Когда в лесу становится совсем голодно и холодно, матка приводит семейство к этому стогу. Едят сено, а ночью зарываются в него и спят в тепле. Какое-то время так и живут – то в лесу, то у этого стожка. Тут их начинают приучать к домашней пище. Выставляют корыто с дроблёным зерном, овощами…

Так приходит пора, когда из-за глубоких снегов или сильного мороза свиньи совсем перестают уходить от стожка. Тогда корыто ставят всё ближе и ближе к хлеву. А бывает матка сама заводит потомство в помещение.

Дальше хозяева сами решают, как кормить поросят. На сало или на окорок…

А ближе к новому году прямо по речке, по льду, везли мясо и колбасу на рынок, в Мотовилиху…

К сожалению, самому мне не пришлось испытать такой метод содержания свиней, но похожий, когда свиньи весь день паслись на пастбище, и только вечером приходили в загон, я видел. Но это совсем другая история и я расскажу о ней в следующий раз.

P.S. Благодарю всех, кто дочитал до этого места и хочу спросить - как вы считаете, возможно ли в наше время подобное содержание свиней? И нужно ли?