Произведение искусства из переработанных бутылочных крышек продано Sotheby’s за миллион фунтов.
Мы почти никогда не обращаемся к торгам африканского искусства — слишком уж далеко это от нашей культуры. Но когда мы приметили самый дорогой лот на октябрьском аукционе Sotheby’s, традицию решили нарушить.
Предмет на фото ниже продали за умопомрачительные £1,043,500 — 102 миллиона рублей.
Что же это такое, спросите вы? Произведение искусства под названием VUMEDI африканского художника Эль Анацуи на первый взгляд кажется блестящим настенным ковром. Отчасти это так. Но важны детали.
При ближайшем рассмотрении можно заметить аккуратное и тонкое плетение из сотен металлических крышек от бутылок различных ярких оттенков — красного, черного, желтого и золотого. И это — типичная работа художника.
Эль Анацуи — художник из Нигерии, в 2000-х годах прославился скульптурами из металлических крышечек. Главная тема творчества Эль Анацуи — преображение африканской культуры под воздействием внешних сил.
Эль Анацуи появился на свет в семье рыбака в 1944 году. Он был младшим из 32 детей. Мать Анацуи умерла, когда он был еще ребенком. Детство он провел в доме дяди, священника-пресвитерианца.
В школе Анацуи получал высокие оценки по нескольким предметам, наибольших успехов он достиг на уроках рисования. Поэтому, когда подошло время выбирать университет, Анацуи заполнил анкету для поступления на отделение изящных искусств.
Он рисковал, поскольку в то время в Африке не было достойных примеров для подражания в изобразительном искусстве. После окончания университета художник пять лет преподавал в Виннеба, после чего переехал в Нигерию.
В Виннебе Анацуи изучал африканские идеограммы, символы, обозначающие абстрактные понятия или пословицы. Интерес к африканским традициям усиливался. В 1970-е годы политическая обстановка в Африке обострилась, в некоторых странах установился авторитарный режим правления.
Изменения в родной стране Анацуи отразил в творчестве: он разбивал и склеивал глиняные горшки, создавая различные скульптуры. Творения олицетворяли Африку, раздираемую противоречиями, разрушаемую колонизаторами.
В 1999 году Анацуи на обочине дороги случайно нашел мешок, в который были собраны тысячи крышечек от алкогольных напитков. Так начался новый этап в его творчестве. Он расплющивал крышечки и сшивал их медной проволокой.
Из-под его руки стали появляться необычные «покрывала», которые он стал называть «скульптурами». Работы из отходов общества потребления напоминают об истории колонизации Африки, они отсылают к тем, кто изменил этот континент несколько столетий назад.
Яркие «покрывала» африканского художника вызвали восторг среди западных ценителей необычного искусства. В 2012 году на 56-ой Венецианской биеннале Эль Анацуи наградили «Золотым львом».
Бутылочные крышечки в «скульптурах» Анацуи несут сакральный смысл. Это элемент, который связывает три части света: алкоголь европейцы выменивали на рабов, которых вывозили в США. Там они трудились на тростниковых плантациях. Патоку и тростниковый сироп применяли для получения алкоголя, который снова выменивали на рабов.
Несколько раз произведения Анацуи появлялись на аукционах. Например, работа «Карта нового мира» появилась на аукционе в Лондоне в Bonhams в 2012 году. Анацуи ее также выполнил из крышечек, скрепленных медной проволокой. Ее купили за £541,250 — 50 миллионов рублей по нынешнему курсу.
Вот такое концептуальное творчество и такие высокие ставки.
Кстати, не так давно мы рассказывали историю очков, которые музыкант подарил домработнице, а годы спустя их удалось продать по цене новой квартиры
Хотите узнавать больше из мира аукционов — подписывайтесь на наш канал