Найти тему
ЦРТ "Мега-Талант"

5 типичных ошибок управления классом и полезные идеи о том, как всё исправить

Оглавление

Каждому педагогу рано или поздно попадаются трудные ученики, а то и целые классы у которых, мягко говоря, «хромает» поведение. Сталкиваясь с подобными проблемами, учителя вырабатывают стратегии реагирования на проступки учащихся и продумывают оптимальные методики управления классом.

Многие педагоги привыкли к необходимости установления строгих правил и навязывании последствий за плохое поведение. Однако на практике оказывается, что  карательные меры — это не лучший способ устранения непослушания.

Ошибочно считать, что плохое поведение всегда исходит от желания нарушить правила. Непослушание может также быть здоровой частью социального и эмоционального развития ребенка. То, что порой выглядит как нарушение правил, на самом деле является для учащихся способом проверки установленных границ и утверждения собственной независимости.

В этой статье мы собрали 5 распространенных ошибок в управлении классом, а также полезные идеи о том, что действительно стоит предпринимать в подобных ситуациях.

Ошибка первая. Реагировать на плохое поведение, а не на причины его проявления

Решение проблемы плохого поведения обычно включает в себя поиск закономерностей. Вместо того, чтобы реагировать непосредственно на действие ученика, педагогу следует найти причины, лежащие в его основе. Что происходит до и после проступка? Кто аудитория? Когда это происходит?

Если учитель научится понимать, какие цели преследует нерадивый ученик, он сможет более продуктивно решать проблемы плохого поведения.

Ошибка вторая. Считать, что материал урока никак не влияет на поведение учащихся

Иногда отсутствие дисциплины, желание произвести впечатление на одноклассников и другие проявления плохого поведения могут быть связаны с дефицитом интереса к уроку. Если ваши ученики не поняли задания или оно оказалось им слишком трудным, вполне вероятно, что их разочарование отразится на поведении.

Ошибка третья. Бороться с малейшими нарушениями дисциплины

Некоторые педагоги (особенно новички) реагируют даже на малейшие проступки своих учеников. В попытке держать всё под контролем, они теряют драгоценное время, а их бесконечные замечания провоцируют ещё больше поведенческих проблем.

Стратегия борьбы с малейшими нарушениями дисциплины не принесёт должного эффекта. В подобных ситуациях стоит акцентировать внимание на позитивное поведение учеников, например завершение работы вовремя или результаты их коллективной деятельности. Невербальные ответы, такие как «взгляд» или жесты, также являются эффективными способами тонко побудить учащихся переключить внимание на ход урока.

Ошибка четвёртая. Использовать «обидные» методы контроля дисциплины

Дети в школе прилагают максимум усилий, чтобы добиться уважения сверстников и обрести популярность. В попытке контролировать поведение ученика, педагог может легко пошатнуть его «статус», вызвав у него чувство стыда или смущения.

Открытое осуждение действий ребёнка и строгие наказания за проступки могут подорвать ваши отношения и поставить под угрозу доверие, необходимое для продуктивного обучения.

Вместо того, чтобы критиковать проступки ученика, стоит поговорить о его поведении тет-а-тет. Диалог в спокойной обстановке — это хороший способ побудить ребёнка задуматься о своих ошибках и взять на себя ответственность за их устранение.

Ошибка пятая. Ожидать мгновенной отдачи

Ждать отдачи от учеников, ничего не предложив им взамен — это заведомо проигрышная битва. Чем большей исполнительности вы будете требовать, тем чаще дети будут бунтовать, проверять установленные границы и участвовать в борьбе за власть.

Эффективное управление классом строится не на контроле каждого действия и требовании идеального поведения — оно напрямую зависит от построения прочных отношений, основанных на доверии и эмпатии.

Учителям необходимо сосредоточиться на проактивных стратегиях, таких как работа над поддержанием отношений, совместное создание норм поведения в классе и развитие активной коммуникации с учениками. Это поможет учащимся сформировать социальные и эмоциональные навыки, с помощью которых они научатся регулировать своё поведение.

Уважаемые педагоги, а как вы справляетесь с плохим поведением в классе? Делитесь секретами в комментариях!