В начале 2000-х украинская компания GSC Game World, ранее известная по игре Venom. Codename: Outbreak и по целой линейке под названием Cossacks, начала разработку проекта, который не только стал коммерчески успешным, но и завоевал армию фанатов по всему миру. Это легендарный шутер - «S.T.Á.L.K.E.R.: Тень Черно́быля», ранее известный, как S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost.
Но что было перед всем этим?
Все началось с знаменитой фантастической повести братьев Стругацких - "Пикник на обочине", по мотивам которой был снят фильм "Сталкер", режиссера Андрея Тарковского.
Уже тогда сформировалась большая армия фанатов, если это выражение применимо к советской публике. Кинематографисты отмечали яркий режиссерский почерк, приправленный доброй порцией философии в киноленте, а читатели наслаждались простым, но при этом цепляющим слогом мастеров научной фантастики.
Уже тогда цепкие молодые умы пытались придумать, как расширить вселенную Зоны, образовавшейся в пригороде Хармонта, после невероятного пикника инопланетян на отшибе галактики под названием Земля.
В 1988 году для УК НЦ (Электроника МС 0511) вышел любительский текстовый квест по вселенной "Пикник на обочине"
Жанр: Текстовый квест
Разработчик: не известен
Издатель: не известен
Год выхода: 1988
Платформа: УК НЦ (Электроника МС 0511)
В интернете больше никакой информации отыскать невозможно. Игра считается утерянной, но, несмотря на это, с уверенностью можно сказать, что тема "того самого" сталкера началась в Советском Союзе с любительской разработки.
STALKER: Path of Fire (1994)
Жанр: Action
Разработчик: MM Software Productions
Издатель: MM Software Productions
Год выхода: 1994
Платформа: DOS
Описание игры: «В мире, зараженном радиацией в результате аварии на атомной электростанции, вы - «сталкер». Большая часть земли очень радиоактивна, и мутировавшие существа бродят в поисках еды. Вы выглядите для них довольно привлекательно. Как сталкер, вы бродите из зоны в зону в поисках пищи и сокровищ, которые можно найти. На этом пути много опасностей».
Это уютная бродилка-стрелялка родом из середины 90-х. Игра идеально подойдет для того, чтобы окунуться в ностальгию по восьмибитным и шестнадцатибитным играм, которые сейчас вновь обретают популярность, как дань некогда ушедшей эпохе.
Поиграв в STALKER: Path of Fire, на миг может показаться, что компания GSC частично почерпнула вдохновение из этой незамысловатой бродилки. Хочется добавить, что на просторах интернета до сих пор можно найти эту игру, а запустив ее, отправиться в конец прошлого века.
Stalker (1997)
Жанр: Tactical (RPG)
Разработчик: Evgeny Nesterenko
Издатель: X-Project Association (Украина)
Год выхода: 1997
Платформа: ZX Spectrum
От разработчика: "...игра написана на основе повести Аркадия и Бориса Стругацких "Пикник на обочине". Есть также их собственный киносценарий, так тот называется "Машина желаний" и он является одним из одиннадцати(!) вариантов сценария к фильму А.Тарковского
"Сталкер". Так вот, сначала я хотел назвать игру "Пикник на обочине", но оказалось, что многие люди смотрели фильм "Сталкер", но даже не знают таких авторов сценария, а тем более не читали книгу..."
Полноценного описания у игры нет, т.к. она создавалась практически слово в слово с литературным первоисточником "Пикник на обочине".
Проект разрабатывался исключительно под ZX Spectrum. Это восьмиразрядный домашний компьютер, получивший свое распространение из-за невысокой стоимости и производящийся английской компанией "Sinclair Research Ltd".
Эту игру до сих пор можно найти на просторах интернета. Очень простое управление с помощью клавиатуры в совокупности с приятной картинкой и электронной музыкой составят хорошую компанию на пару-тройку часов.
Zone the Last Stalker (1999)
Жанр: Adventure
Разработчик: FANAT
Издатель: TNT Sector (Россия)
Год выхода: 1999
Платформа: ZX Spectrum
Это любительская игра, которая так же была реализована на платформе ZX Spectrum. По всему интернету очень тяжело отыскать хотя бы одну работающую копию, поэтому игра официально считается утерянной, но навеки оставила свой след в виде небольшого количества данных во всемирной сети.
S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost (2001-2002)
Жанр: Tactical shooter
Разработчик: GSC Game World
Издатель: Руссобит-М, Big Blue Box Studios
Год разработки: 2001-2002
Платформа: ПК (Windows), Xbox
Описание игры: Действие S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost должно было разворачиваться в далёком будущем, в котором существуют огромные межгалактические империи, могущественные корпорации, а технологии достигли невероятного развития. Сюжет игры повествует о только что открытом новом способе перемещения в пространстве по гиперпространственным тоннелям, связывающим между собой конкретные планеты и позволяющим путешествовать в ранее неизвестные миры. Группа элитных солдат, известных как «Следопыты», удостоились «чести» стать первооткрывателями. Главная задача игрока — исследовать новые планеты и выяснить, пригодны ли они для дальнейшей колонизации.
После множества любительских интерпретаций повести братьев Стругацких за работу берется украинская команда разработчиков, наиболее известная по линейке стратегий Cossacks.
Изначально, концепция данной игры не предполагала сюжет "Пикника на обочине", не было привычных аномальных образований, мутировавшей флоры и фауны, не было апокалиптического пейзажа и опасных головорезов, готовых за артефакты подстеречь нерасторопного бродягу, и тем более действия разворачивались не просто далеко от ЧЗО, а на других планетах и мирах. Исходя из чего после первых тестов журналисты отметили большее сходство игры с фантастическим фильмом "Звездные врата".
Все решилось в 2002 году, когда один из сотрудников компании GSC Game World Андрей Прохоров предложил взять за основу концепцию из повести про Редрика Шухарта. Чтобы не было проблем с авторскими правами слово "сталкер" написали латиницей и разбили точками из чего появилось S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost. Затем оставалось лишь выбрать место действия - Андрей Прохоров предлагал сделать таковым полуостров Крым, где на тот момент находилась недостроенная АЭС. Так же, такой выбор был обусловлен тем, что Крым это полуостров и скалистые берега, за которыми начиналось море, были оправданы с точки зрения моделирования игровой карты.
Все решилось благодаря основателю компании - Сергею Григоровичу. Однажды он посмотрел сюжет про Чернобыль - это и стало заветным толчком для того, чтобы место действия игры перенести на ту территорию. Как только концепция была изменена, то проект S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost был отменен, а на его месте возник, словно феникс из пепла «S.T.Á.L.K.E.R.: Тень Черно́быля».
Тем временем GSC Game World анонсировала S.T.A.L.K.E.R. 2 на 2021 год.