Найти тему
Шахтёр

В шахте на всякого шутника найдётся другой шутник.

Шахтёры – народ весёлый и не прочь подшутить друг над другом. Однако шутка шутке – рознь.

Добычной участок. Работал в бригаде парнишка, у которого шутки были особого склада и ни у кого не вызывали восторга. Между тем, с работой справлялся и как работник был на хорошем счету, нос не задирал, от коллектива не отрывался. Но вот за «шутки» (именно так – в кавычках, по иному сказать нельзя) руки бы ему оторвать. То в днище фляжки маленькую дырку пробьёт, то у фуфайки рукав по шву распорет, то за шиворот горсть штыба сыпанёт. И что интересно, несмотря на то, что был «шутник» далеко не богатырского телосложения, харю ему за подлянки никто не начистил. Пользуясь безнаказанностью, доставалось от него многим коллегам, включая и моего отца. Однажды у отца лопнуло терпение и он решил его проучить. Втихаря. От имени всего коллектива.

Фото: Александр Наумов. Снимок не имеет прямого отношения к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.
Фото: Александр Наумов. Снимок не имеет прямого отношения к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.

Бригада на старом поле уже не работала, а в дежурках (вахтовках) переодетыми в шахтёрскую спецовку ездили за 30 км в тайгу. Обычно молодые рабочие штурмом заскакивали в машину, создавая толкучку на посадочной площадке. Заскочив первым в салон, на выбор все самые лучшие места твои. У последних выбора уже не было и занимали оставшиеся свободные места.

Шутник всегда был участником штурма. Не всегда удавалось заскочить в салон дежурки первым, но и последним никогда не был. Этим обстоятельством отец и решил воспользоваться. И как нельзя кстати он принёс из дома новенькую фуфайку – наступила зима, в одной спецовке добираться до места работы и обратно стало неуютно. В стёганном ватнике-фуфайке коротать время в дороге гораздо теплее.

В это время работал отец на нижнем сопряжении вместе с «медвежатником». Съели забутовки (тормозки), отец свернул газету и в карман. Надо! Напарник не поинтересовался, отец промолчал. Ближе к концу рабочей смены, пока напарник крутился около головки лавного конвейера, отец расстелил газету на почве, у слесарей-ремонтников из старого сапога палкой зачерпнул от души солидол, шмякнул его на газету, тщательно перемешал с угольным штыбом, свернул в шарик размером с теннисный мяч. Снаружи газета, внутри угольно-солидольная масса.

Смена закончилась, пошли на-гора. Отец прихватил с собой «колобок с сюрпризом». Пользуясь толкучкой перед посадкой в дежурку, он незаметно положил своё изделие возмездия шутнику в карман фуфайки, а сам отошёл назад вроде как не особо-то нужно первым лезть в машину. Теперь толпа должна завершить начатое дело! И она это сделала!

Молодые, энергичные шахтёры толкаются слева-справа, стремясь поскорее протиснуться в дверь и оказаться в салоне. Соответственно, «колобок» в кармане был раздавлен, солидол вперемежку с мелким штыбом расползся по всему карману.

Заметил подлянку шутник уже когда приехали к комбинату шахты. Ругани было на всю ламповую! Ребята посмеивались над ним:

– Кто-то тебе отомстил за твои шуточки. Кому-то ты крепко на хвост наступил. Зато теперь гайки с болтами в кармане не заржавеют...

Колкие замечания сыпались со всех сторон и понять чьих рук это дело было совершенно не возможно. Автор мести для всего коллектива остался в тайне. Хотя, возможно, кто-то и догадывался, но молчал.

Напрочь измазюканный солидолом карман шутник оторвал, фуфайку сдал в стирку. Впоследствии так и ходил в фуфайке без одного кармана.

-3