Найти тему

Пятнадцать ступенек Девы Марии: о празднике Введения Богородицы во храм

Оглавление
Икона праздника
Икона праздника

Совсем скоро, буквально на днях, православный мир отпразднует один из немногих «детских» празднеств Православной Церкви – Введение Богородицы во храм. Для родителей это прекрасный повод поговорить с детьми о молитве, о вере и Замысле Бога о человеке.

Второй двунадесятый из Богородичных праздников календарного года всегда отмечается 4 декабря. Праздник загадочен: о произошедшем в этот день событии не сказано ни в одном из Евангелий. Но у Церкви два источника знаний о Священной истории: Писание и Предание.
И в Предании сохранилась память о том, как пожилые родители Иоаким и Анна привели свою Трилетствующую, а говоря простым языком, трехлетнюю дочь в Иерусалимский храм. Там они оставляли Девочку на воспитание. Принимая во внимание преклонный возраст Анны и Иоакима, мы понимаем, что они оставляли там своё чадо навсегда.

Попробуем представить на месте мамы и папы Девы Марии – бабушки и дедушки Христа – современных родителей, отдающих маленькую дочку в строгий пансион с редким правом видеться по субботам и праздникам. Захотят ли они праздновать такой повод? Скорее, это будет день горького расставания и слез.

Но святые родители Девы Марии в этот день именно радовались и праздновали: они получили своё дитя по молитвам от Бога и без сожаления возвращали Её Ему.

Чтобы понять, почему, придётся вспомнить предысторию рождения в мир Девочки, будущей Божией Матушки.

Уже тогда, за девять месяцев до Рождества Богородицы, Иоаким и Анна были немолоды, и, что самое для них горькое, бездетны. Горе Иоакима усугублялось тем, что его праведная жизнь с женой ставилась под сомнение соседями и окружающими: бездетность пары считалась признаком явных или скрытых грехов.

Это сегодня бездетность семьи не считается чем-то редким или противоестественным. Прозападные течения вроде чайлд-фри проникли и в Россию, и некоторые пары даже сознательно отказываются от деторождения. Но в древнем мире перед приходом в него Спасителя всё было не так.

Иудеи ждали, что придёт Мессия, который избавит их от греха, совершенного Адамом и Евой, станет царём, и наступит царство справедливости и благоденствия. Ребёнок считался благословением. Все матери и отцы стремились к деторождению и мечтали, что среди их потомков будет Мессия.

Поэтому годы и годы двое далеко не юных супругов Анна и Иоаким жили в атмосфере всеобщего осуждения за своё бесчадие. Последней каплей терпения для главы семейства стал прилюдный упрёк священника, не принявшего у Иоакима жертву в храме. Раненый словами глубоко в сердце, праведный Иоаким скрылся ото всех и дал обет не возвращаться, пока не обретёт дар отцовства.

В момент предельного отчаяния Иоаким получил откровение и поспешил к своей жене.

Встречу Иоакима и Анны у Золотых ворот города церковная иконография изображает празднично, почти как свадебный пир или сюжет из Песни Песней Соломоновых.

В центре образа – удивительные в своей подвижности фигуры Иоакима и Анны устремлены друг к другу, слиты в едином порыве душевной боли и отчаянии бесплодной любви.
Некоторые иконописцы (не отсюда ли почерпнули вдохновение мастера сегодняшнего авангарда?) изображают их лица слитыми в анфас, нарисованными одной линией. Как тут не вспомнить слова Писания: «Да будут двое плоть едина». Среди этих двух ликов зримо проступает третий лик – лик Богоотроковицы, Пресвятой Богородицы.

По Преданию, в момент этой встречи произошло Зачатие Девы Марии. Вот от такой одухотворённой и долготерпящей любви родилась в мир будущая Богоневеста.

Но вернёмся к празднику Введения. Историю Иоакима и Анны мы рассказали неслучайно. В цепи событий, ведущих к рождению Богородицы, а через Неё и Спасителя, было ещё много таинственных звеньев. Так, Богоматерь происходила из рода Сифова.

Сиф – один из Адамовых сыновей. Ева родила его вместо Авеля, убитого Каином. Уже первые люди, изгнанные из рая, получили обещание от Бога, что грех будет искуплен, люди спасены, а их Спаситель произойдёт из числа их потомков.

Имя Сифа несло в себе надежду, оно означало «восстание из мёртвых» и было прообразом воскресения. Правда, первые люди не представляли, сколько поколений минует, прежде чем Замысел Бога осуществится. Что будут еще промыслительные встречи и неслучайные браки: Иаков и Рахиль, Давид и Вирсавия…

И вот, приблизилось. Маленькая Дева из рода Сифа и колена Давида родилась и доросла до своего главного праздника – Введения во храм.

Только вглядитесь в праздничный образ: процессия из нарядных родственников и подруг с цветами ведёт Богоотроковицу в Дом Божий, а на пороге Храма Её уже ждёт священник, и, как считает то же Предание, не просто равви – а будущий отец Иоанна Крестителя пророк Захария.

А может, это и не процессия ведёт девочку – а Сама маленькая Богородица спешит впереди всех, чтобы вбежать по высоким ступеням и со всей непосредственностью детства вбежать вслед за священником туда, куда всем закрыт вход – в Святая святых?

Этот случай Предание считает глубоко символичным: чистое богоизбранное дитя Господь призвал и привлёк к Себе. Неслучайно Святая Церковь славит Богородицу как чистейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим.

Неслучайно и число ступенек, по которым взбегает Девочка. На православных иконах их изображают пятнадцать, ведь по Преданию Дева Мария стала Матерью в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет. Каждая ступенечка – словно год Её жизни, и вот она шажками крошечных ног приближается ко Христу.

Пожилые родители покидают Храм со спокойной душой. Обет исполнен, ребёнок по-настоящему Дома. Богу можно доверять самое ценное. Скоро они умрут от старости, и Ангел Господень посетит их Пречистую Дочь и принесёт Ей самую главную Благую новость.

День самого праздника правильно называется очень длинно: «Введение во храм Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии», его название – почти как лестница, по которой более двух тысячелетий назад взбежала Девочка.

Этот день Церковь будет величать песнопением, которое звучит так: «Величаем Тебя, Пресвятая Дева, Богом избранная Отроковица, и почитаем Твой вход в храм Господень».

…На Руси до революции была добрая традиция устраивать на Введение праздничные широкие ярмарки, и, поскольку к тому времени уже шёл Рождественский пост, а в праздник было разрешение на рыбный стол, ярмарки были по преимуществу рыбные.

Гостей потчевали свежей ароматной выпечкой с рыбой и горячим сбитнем, ведь в начале декабря в России, как правило, лежал снег и потрескивали первые морозцы.

Стихи нашей современницы Валентины Патроновой, посвящённые этому святому дню, называются «4 декабря», приведём его целиком:

О взрослых бедах – Девочку просить?
О чём повинным спрашивать невинных?
Она иглой другой земной оси
Вошла в земную жизнь до сердцевины.

Она зашла под своды, не дыша,
С тепла в прохладу храма, как теперь мы –
От первого снежка, замедлив шаг,
В тепло – с мороза, в полумрак придверный.

И со всех ног влетела или крыл
В святилище – от бега дрогнул полог –
Как будто в продолжение игры,
И стала в месте скиний и престолов.

Там, золотоголова, как потир,
Она стояла, выхвачена светом,
Живым лучом, Преданьем во плоти,
И новизны таинственным Заветом.

Кровь Евы, говори в Её крови,
Вам – Бога напитать внутриутробно.
И, зная всё, пророк, простой равви
Робеет от шагов, по-детски дробных.

Расскажите историю Девы Марии детям. Как Девочка Мариам бежала со всех ног к Своему Богу в младенческом восторге и ожидании встречи с Ним. Как праздновала этот удивительный день.

Расскажите об этом самым маленьким, трехлетним: ровесницам и ровесникам Трилетствующей Марии. Пусть знают, что доверчивая и открытая первая вера – самая горячая, искренняя и настоящая.

Алиса Шляпникова
Благотворительный фонд «Страна чудес»