Дворец Монплезир, Петергоф, Санкт-Петербург
Монплезир - любимый дворец Петра I - подчинён цифре "четыре".
В нумерологии она олицетворяет устойчивость жизненной позиции, стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Да и стоять на четырёх ногах намного надёжнее 😉.
Художники, поэты и композиторы довольно часто обращали свой взор
к четырём сезонам. Я рассказывала о временах года в Монплезире
здесь и здесь.
Но кроме них в устройстве мироздания есть другие составляющие, которые "ходят" вчетвером и которые гармонично переплелись
в убранстве императорского дворца в Петергофе.
Кто посещал Монплезир, наверняка помнит огромное пространство Парадного (или Ассамблейного) зала, который в петровские времена легко вмещал сотню гостей.
С виду дворец кажется небольшим строением. Но внутри центральная часть дворца увеличивает свои размеры за счёт купольного потолка
на 8-метровых дубовых балках и за счёт окон-дверей, дающих свет
и открывающих перспективу с севера на морскую даль, а с юга -
в прилегающий сад с фонтаном посередине.
Акустика во всём дворце потрясающая! То, что говорится в люстгаузах - крайних пристройках около галерей, слышно в Парадном зале. Ну, а голос из центральной части слышен даже на улице.
Красота потолка Парадного зала приводила в восторг не только подданных Петра I, но и искушённых европейцев. Глядя на потолок, понимаешь, что находишься в театре, где занавес поднят, и неизвестно,
кто за кем наблюдает - боги за нами или мы за богами. Вот только боги высоко, а мы стоим на шахматной доске жизни, и каждый наш шаг зависит только от нас.
Да, таков был дух просветительского барокко при Петре I -
любая завитушка в росписи и любая деталь в скульптуре о чём-то нам рассказывает. И каждый читает свою книгу. Но во всём этом есть и общее.
Давайте "прочитаем" невиданной роскоши плафон (или потолок)
самого большого помещения дворца Монплезир - Парадного зала, где проводились ассамблеи с весельем, застольем, разговорами и танцами.
Впрочем, чего это я кормлю вас баснями?
Смотрим на красоту и считаем - всё должно делиться на "четыре".
Кроме центра, естественно. Он един. Это Аполлон - древнегреческий бог, дающий всему сущему тепло и свет, и, по совместительству, покровитель муз (куда ж без этого 😉). В своих руках он держит лиру.
Окружают Аполлона фигуры людей. Это персонажи итальянской комедии дель арте, зародившейся в XVI веке и ставшей началом карнавальных празднеств. Они олицетворяют собой четыре типа человеческого темперамента - холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
Но кто есть кто?
Сангвиники - их большинство. Обычные люди, которым не чуждо общение, открытость миру, приветливость. Под это описание подойдёт Капитан - белый костюм, пышный голубой берет и шпага на боку.
Флегматик вдумчив. Он никуда не торопится, но и не медлит.
Спокойный, надёжный, расчётливый. Это Панталоне - венецианский
купец в роскошных одеждах, поверх которых накинут восточный халат.
Холерик это, скорее всего, Бригелла (в переводе с итальянского "ссора")
в шляпе с широкими полями, в красном кафтане и панталонах.
Он слуга - криклив (себя в обиде не даст) и хитёр (надо везде успеть
и всем услужить).
Ну, а меланхолик - это постоянно недовольный жизнью нытик, любящий пожаловаться и, при случае, вынести мозг. Знакомьтесь - Пульчинелла
(в переводе с итальянского "петушиный клюв") или второй слуга, одетый
в полосатый костюм и белую шапочку. Он стоит сутулясь и с кислой миной на лице.
О скульптурных полуфигурах, олицетворяющих четыре сезона года,
я рассказывала здесь. И если имя автора восхитительных шедевров
из гипса современники нам, к сожалению, не оставили, то достоверно известно, что росписью потолка в Парадном зале Монплезира занимался француз Филипп Пильман со своими учениками из числа русских живописцев.
Чуть выше скульптур изображены братцы-ветры - четыре стороны света. Их потешные моськи лишний раз показывают, что наши живописцы только-только постигали науку росписи - до Петра I Церковь запрещала любые изображения людей, кроме Святых.
Поэтому личики у ветров получились немного неумелые, а один вообще косоглазит. Тем ценнее эти робкие шаги русских художников в светской живописи. В этом и заключается уникальность любимого дворца Петра I, что император допустил до росписи плафонов первых отечественных живописцев-декораторов.
Братцы-ветры и персонажи итальянской народной комедии дель арте:
Персонажи итальянской комедии дель арте часто украшали собой росписи или полотна мастеров прошлого. Но только в Монплезире
эти фигуры олицетворяют собой четыре основных темперамента человеческого характера.