Про аутистов сегодня можно найти такое количество мифов, что даже Путин позавидует. Мы, оказывается, и злые, как собаки, и сами на этих собак набрасываемся, и учиться неспособны, и работать нам лучше дворниками. А лучше - вообще не работать, а пожизненно самоизолироваться в ПНД. А то вдруг мы по улицам начнем с бензопилами.
В общем, пришла привести кое-какие пояснения. #развеиваем мифы про аутистов.
1. Терминология
Единой терминологии и критериев не существует. В России вообще диагноз "аутизм" как таковой отсутствует. У нас до сих пор аутиста могут запросто запихать и в шизики, и в дауны, поэтому многие аспергеры предпочитают вообще не обращаться к официальным психологам.
Тем не менее, есть общие тенденции. Научный термин - "расстройство аутистического спектра", или "аутистическое расстройство". Для удобства в разговоре используют два термина:
Синдром Аспергера, или аспергеры, или асперы - это легкая форма аутизма. Большинство людей, которые с нами общаются, могут даже не догадываться об этом. Максимум - считают странными. Среди моих знакомых почти никто не знает, что я такое. А мою низкую социализацию почему-то расценивают как лидерские качества. Это напрягает.
Аутисты - это те, у кого всё плохо, во взрослом состоянии они не смогли полноценно социализироваться. Их мало, и им очень тяжело. Увы, в России для таких людей почти ничего не делается.
По ребенку в детстве почти никогда не скажешь, каким он вырастет. Читала историю, когда мальчик лет до пяти почти не разговаривал и не контактировал, сам себя обслуживать даже не пытался. По виду - тяжелый аутизм. А потом раз - и вырос аспергером, работает, живет вполне обычно.
2. Они же все слабоумные!
Нет у нас никакого слабоумия. Люди, вы немного смешные. Вы считаете, что если ребенок не реагирует на ваши слова - он слабоумный и не понимает, чего от него хотят. А на самом деле он всё понимает, но не хочет делать то, что вы говорите.
В общем, нам не очень интересен окружающий мир и нет стайной мотивации. Это может приводить к тому, что ребенок просто не хочет учиться. Это не слабоумие, а именно отсутствие мотивации. Другая проблема - у нас иное восприятие. Например, хоть убейте, но я не могу понять, как по проводу может двигаться электричество. В общем, мы можем учиться, и часто наш интеллект выше, чем у обычных детей. Просто нам нужно время, доброжелательная обстановка и правильный подход.
Я училась в обычной школе, обычном лицее и обычном вузе. Без репетиторов и какой-то еще помощи от взрослых. Учиться мне было легко, я была одной из лучших в классе. Но мне не хватало дисциплины. И еще я так и не смогла запомнить некоторые правила русского языка. Подлежащее, сказуемое, вот это всё. Писала всегда хорошо, читала быстро лет с пяти, а вот запомнить, что такое подлежащее, а что - сказуемое - никак.
Чаще всего аспергеры внимательны к мелочам, и хорошо обращаются с цифрами и документами. У нас мышление не стереотипное, так что аспергеры могут заниматься наукой. Я работаю с бумагами, бухгалтерией, отчетами и немного - с клиентами и кадрами. Мне в общем нравится, но это не совсем мой путь. Мое детство пришлось на 90-е, и я выбирала профессию по принципу "чтобы всегда нашлась работа", а не по душе. А в детстве я мечтала быть ихтиологом. И могла бы им стать, если бы мне больше повезло с преподом биологии и деньгами родителей.
Аутисты - да, они плохо учатся, но это именно от неспособности контактировать с внешним миром.
3. Аутисты ненавидят людей
Чушь. По правде, всё наоборот - очень часто аутисты сталкиваются с агрессией общества. Да, с возрастом мы тоже можем стать злее, просто в ответ на ваши издевательства. Например, меня в школе учителя гнобили, откровенно, не скрывая, называли ненормальной, и занижали оценки. Мне так и сказали, прямо в лицо, с усмешкой: "я никогда не поставлю тебе пять, потому что ты мне не нравишься".
Откуда тут доброте взяться, а? Вот вас с лестницы сталкивали? Бутылками в вас кидали? А я через всё это прошла. Если ты не такой как все - в России ты практически обречен на #буллинг в школе и не только. Как остаться добрым, как любить людей после этого?
Правда в том, что изначально мы не испытываем к вам какой-то агрессии. Нам вообще нет до вас дела. То есть, простите, но вы нам не очень-то интересны. Это то, чего я очень долго не могла понять, пока не узнала о диагнозе.
Я не понимала, какого черта людям друг от друга надо, и почему все пытаются общаться, и заставляют меня с ними дружить! Я не испытывала какого-то отвращения, злости или еще какого-то негатива. Мне было просто неинтересно со сверстниками, да и с другими людьми. Что в садике, что в школе. Мне не хотелось с ними разговаривать, отвечать на вопросы, спрашивать. Я объединялась со сверстниками для каких-то игр, просто потому, что мне хотелось в такие игры поиграть. Но сами эти люди меня не интересовали вне игры.
Я хотела спокойно почитать книгу, но одноклассники упорно ко мне приставали, причем окружали толпой. Знаете, почему вы так делаете? Вы беситесь, что мы не уделяем вам внимания. Вы подсознательно воспринимаете это как вызов. Вы обижаетесь на тех, кто не проявляет к вам интерес. Я знаю, вы сейчас начнете это отрицать, но это - факт. Вот за что вы нас так не любите - за то, что вы нам неинтересны.
4. Аутисты злые, вон на Грету посмотрите, она как злая крыса!
Грета Тунберг - типичный аспергер. Она совсем не злая. Она испытывает очень сильные, искренние эмоции, но это - не злость. Она действительно очень переживает. А еще у неё, как и у других аспергеров, сложности с выражением эмоций и самоконтролем. Но она еще ребенок, лет через семь ей станет лучше.
У каждого из вас были приступы ярости и раздражения, когда всё достало, когда хочется взять монитор, и швырнуть его об стену. Помните такое? Представили, ощутили? Вот такой накал страстей мы ощущаем даже по небольшим поводам.
Понимаете, у вас есть что-то вроде предохранителя, который уберегает вас от лишних сильных всплесков эмоций. А у нас этого нет. Мы ощущаем очень сильно, очень остро. С возрастом учимся это немного глушить, учимся хотя бы скрывать эмоции. Но это сложно. Тем более, что в отличие от психопатов, у нас обычно развита эмпатия. Вы не поверите, я знаю. Но мы переживаем за других людей, за их чувства. В этом - одна из самых больших наших проблем.
Мы переживаем очень сильно, каждую мелочь. Некоторые аутисты (к счастью, это совсем редкость) вообще не знают "берегов". Они испытывают пиковые эмоции от любой мелочи, особенно маленькие дети. Не вышло с первого раза завязать шнурок - истерика. Упала ложка - истерика. Не собралась пирамидка - истерика. Со стороны для обычных людей это кажется противным или даже смешным. Но такие дети очень сильно страдают.
И конечно, страдают их родители. Потому что ни один садик не возьмет такого ребенка, и даже не каждая частная няня согласиться с ним сидеть.
А он-то в чем виноват, этот ребенок? В том, что родился таким?
Из-за того, что в России нет толковой нормативной базы, сегодня многие мамаши очень любят оправдывать любые отклонения, и особенно хулиганство своих чад, аутизмом. Не слушайте их - аутисты не склонны к агрессии и разрушению, и мы с детства стараемся держаться подальше от других людей и животных.
Мы не хулиганим, не лезем в драку (если нас не довести до предела), не подличаем. Особенно в детстве. С возрастом мы учимся всем этим гадостям от вас, но до вас нам всё равно очень далеко. И уж точно, мы никогда не издеваемся над слабыми. А еще мы очень любим правила, и нам не надо дважды повторять "нельзя бегать на красный".
Правда, это приводит к сложностям - мы плохо врем, например. А из-за того, что мы честные, и честно выполняем свою работу, нас начинают подозревать в каком-то подвохе, или подло используют.
---------
Как-то много вышло. Вторую часть придется писать отдельно. Во второй статье я напишу физиологическую сторону явления - как появляются аутисты, и при чем тут прививки.
Задавайте вопросы, не стесняйтесь. Я думаю, пришла пора поговорить про аутизм открыто. Только учтите, что мы все разные. У нас есть общие тенденции, но подробности всегда индивидуальны.
Продолжение темы: ГМО, прививки и аутизм