Найти тему

Скрытая жизнь Божества

Оглавление

Неведомый Бог, так сказать, сокровеннейшая сущность Бо­жества, не обладает ни качествами, ни атрибутами. Эту со­кровеннейшую сущность Зогар и каббалисты обозначают как Эйн-соф, то есть «Бесконечность». Поскольку, однако, эта скры­тая сущность действует во всей вселенной, она тоже имеет определенные атрибуты, представля­ющие, в свою очередь, опреде­ленные аспекты Божественной природы. Они составляют ста­дии Божественной сущности и Божественного проявления Его сокрытой жизни. Иначе говоря, эти атрибуты не мыслятся как просто метафоры. В понимании средневекового философа, библейское выражение «рука Господа» было про­стой аналогией с человеческой рукой - единствен­ной, которая существует, - т. е. «рука Господа» бы­ла лишь риторическим оборотом. В представлении же мистика, напротив, «рука Господа» означает бо­лее высокую реальность, чем человеческая рука. Последняя существует лишь в силу существования первой. Ицхак ибн Латиф, мистик XIII века, формулирует эту мысль с предельной лаконичностью: «Все имена и атрибуты суть метафоры для нас, но не для Него», - что, по его утвержде­нию, служит истинным ключом к мистическому пониманию Торы. Другими словами, мистик верит в существование сфе­ры Божественной реальности, к которой наряду с другими применим вышеупомянутый термин. Каждая сфера этого рода составляет одну из сфирот. Зогар проводит отчетливое различие между двумя мирами, которые оба представляют Бога. Один - первич­ный, самый сокровенный мир, остающийся недоступным для чувствен­ного или умственного восприятия кем бы то ни было, кроме Бога, мир Эйн-Соф; и второй, примыкающий к первому, дающий возможность познать Бога, мир, о котором в Библии сказано: «Отворите ворота, чтобы Я смог войти», - мир атрибутов. Два эти мира в действительнос­ти образуют один мир, как, пользуясь сравнением из Зогара, образу­ют единство уголь и пламя. Уголь, правда, суще­ствует и без пламени, но его скрытая сила прояв­ляется только в сиянии этого пламени. Мистичес­кие атрибуты Бога - такие же миры света, в которых проявляется тем­ная природа Эйн-Соф.

Десять сфирот. Рисунок в Махзоре на Песах, Шавуот, Суккот, Рош а‑Шана и Йом Кипур. Корфу. XVII век.
Десять сфирот. Рисунок в Махзоре на Песах, Шавуот, Суккот, Рош а‑Шана и Йом Кипур. Корфу. XVII век.

С точки зрения каббалистов, имеется десять таких основных ат­рибутов Бога, являющихся вместе с тем десятью ступенями, в которых пульсирует Божественная жизнь. Следует помнить, что сфирот - не вторичные или промежуточные сферы, лежащие между Богом и все­ленной. Автор Зогара не видит в них чего-то наподобие «промежуточ­ных ступеней», которые система неоплатоников помещает между Еди­ным Абсолютом и чувственным миром. В системе неоплатонизма эти эманации существуют «вне Единого», если можно прибегнуть к такому выражению. Предпринимались попытки подобным же образом истол­ковать теологию Зогара и трактовать сфирот как вторичные стадии или сферы, лежащие вне Божественной «личности» или обособленно от нее. Эти интерпретации, предложенные прежде всего Д. Йоэлем, имеют то очевидное преимущество, что обходят вопрос о единстве Бога в сфирот, однако можно утверждать не без основания, что они игнориру­ют главную проблему и искажают замысел автора Зогара. Правда, в Зогаре сфирот часто рассматриваются как стадии, но это, несомненно, не ступени лестницы между Богом и миром, а различные фазы в прояв­лении Божества, переходящие одна в другую и следующие одна за дру­гой.

Трудность заключается именно в том, что эманация сфирот мыс­лится как процесс, совершающийся в Боге и вместе с тем позволяющий человеку воспринять Бога. В результате их эманации нечто, принадле­жащее к Божественному, приходит в движение и прорывается через за­мкнутую оболочку Его сокрытого Я. Это нечто - творческая сила Бога, пребывающая не только в замкнутой сотворенной вселенной, хотя, разумеется, она пребывает и в ней, являясь одновременно имманентной и познаваемой. Каббалисты мыслят эту творческую силу в качестве самодовлеющего теософского мира, предшествующего миру природы и представляющего собой высшую стадию действительности. Сокрытый Бог, Эйн-Соф, являет себя каббалисту в десяти различных аспектах, заключающих в себе, в свою очередь, бесчисленное множество оттенков и градаций. Каждая ступень имеет свое собственное символическое имя, в строгом соответствии с особенностями ее проявлений. В своей совокупности они образуют в высшей степени сложную символическую структуру, в которой почти каждое библейское слово соответствует од­ной из сфирот. Их соответствие, мотивы которого, в свою очередь, мог­ли быть подвергнуты наиболее тщательному исследованию, дает каббалистам основание утверждать, что каждый стих не только описывает какое-либо явление в приро­де и истории, но, кроме того, является символом определенной стадии процесса, происходящего в самом Боге, импульсом Божественной жизни.

Зогар - первая еврейская книга, автор которой перенял теорию четырех методов толкования Священного Писания, разработанную христианскими экзегетами. Но из четырех смысловых слоев - бук­вального, агадического или гомилетического, ал­легорического и мистического - только четвертый метод, названный в Зогаре раза, то есть «тай­на», имеет значение в глазах автора. Правда, он также приводит многочисленные примеры толко­вания Священного Писания, основанного на трех других методах, но эти примеры либо заимствова­ны из других сочинений, либо, в лучшем случае, основываются на идеях, не характерных для каб­балы. Лишь когда встает вопрос о раскрытии тай­ны стиха - или, вернее, одной из многих тайн, - ав­тор проявляет подлинный энтузиазм. И, как мы видели, «тайна» в каждом случае заключается в истолковании слова Библии в качестве символа, указывающего на сокрытый мир Бога и на внутренние процессы, про­текающие в этом мире.

Природа этой мистической символики представляет собой одно из главных препятствий для правильного понимания такого труда мистической экзегезы, как Зогар; и все же эта тщательно разработанная и подчас причудливая символика служит ключом к его особому религиозному миру. При первом соприкосновении с ми­ром каббалистической символики нельзя избе­жать чувства замешательства.

Разумеется, символика Зогара не свали­лась с неба: она продукт творчества четырех поколений, начиная с по­коления автора «Сефер га-багир», и в особенности поколения герон­ской школы. Уже в более ранних сочинениях мы обнаруживаем тот же самый принцип и часто даже те же самые детали. Правда, их авторы свободно обходились с деталями, и каждый выдающийся каббалист группировал символы по своему усмотрению.

Латинский перевод книги «Шаарей Ора»
Латинский перевод книги «Шаарей Ора»

Можно привести лишь несколько примеров то­го, каким образом автор Зогара пытается описать в символических тер­минах теософскую вселенную скрытой жизни Божества. «Шаарей ора» Йосефа Джикатилы остается лучшим произведением на эту те­му. В нем дается великолепное описание каббалистической символи­ки, а также анализируются мотивы, определяющие взаимозависимость между сфирот и их символами из Священного Писания. Джикатила написал свою книгу всего лишь через несколько лет после появления Зогара, и хотя он во многом основывается на нем, в его труде содержится немало самобытных мыс­лей. В английской научной литературе, посвя­щенной этому вопросу, «Тайное учение в Израиле» А. Уэйта представ­ляет собой серьезную попытку подвергнуть анализу символику Зогара. Этот труд харак­теризуется глубоким проникновением в сущность каббалы. Тем более достойно сожаления, что на качестве этого исследования отрицатель­но сказался некритический подход автора к фактам истории и филоло­гии, а также то, что его часто вводил в заблуждение ошибочный и не­полноценный французский перевод Зогара, выполненный Жаном де Поли, которым он вынужден был пользоваться из-за незнания им ив­рита и арамейского.

Книга А. Э. Уэйта "Тайная доктрина во Израиле", переведенная на русский и вышедшая в издательстве Ганга в 2019 году
Книга А. Э. Уэйта "Тайная доктрина во Израиле", переведенная на русский и вышедшая в издательстве Ганга в 2019 году

Для обозначения десяти сфирот, располо­женных в определенной последовательности, каббалисты пользуются более или менее устойчивыми терминами. Эти термины также очень ча­сто встречаются в Зогаре, хотя еще чаще его ав­тор оперирует бесчисленными символами, упо­требляемыми для обозначения каждой из сфирот и ее различных аспектов. Имеются следующие ус­тойчивые, или общие, названия сфирот:

1. Кетер Элион - «Высшая Корона» Бога.

2. Хохма - «мудрость» или предвечная идея Бога.

3. Бина - «разум» Бога.

4. Хесед — «любовь» или милосердие Бога.

5. Гвура или Дин — «могущество» Бога, главным образом проявляющееся как власть строгого суда и наказания.

6. Рахамим — «сострадание» Бога, на которое возлагается функция посредничества между двумя предыдущими сфирот; название Тиферет — «красота» — употребляется в Зогаре очень редко.

7. Нецах - «вечность» Бога.

8. Год - «величие» Бога.

9. Йесод - «основа» или «опора» всех творческих сил в Боге.

10. Малхут - «царство» Божье, обычно обозначаемое в Зогаре как Кнесет Исраэль, мистический прототип общины Израиля, или как Шхина.

Таковы десять сфер Божественного проявления, в которых Бог выходит из Своей тайной обители. Все вместе они образуют «сведен­ную в единство вселенную» Божественной жизни, «мир единства», алма де-йихуда, который Зогар пытается истолковать как в его целостно­сти, так и в частностях с помощью бесконечного разнообразия спеку­ляций.

В общих чертах духовный мир Зогара можно по праву определить как смесь элементов теософской теологии, мифической космогонии и мистической психологии и антропологии. Бог, вселенная и душа не существуют обособленно друг от друга, каждый из них в своей собственной плоскости. Начальному акту творения не присуще такое четкое разграничение, которое, как мы видели, было космическим плодом человеческого греха. Тесная взаимосвязь этих трех сфер, проявившаяся в Зогаре, характерна для всей позднейшей каббалы. Ссылка на одну из них часто незаметно переходит в упоминание другой. Каббалисты позднейшего периода иногда пытались рассматривать их обособленно, но поскольку речь идет о Зогаре, его волшебная притягательность для ума в немалой мере связана с неповторимым соединением в нем трех элементов в яркое, хотя и довольно проблематичное целое.

Продолжение следует...

Начало:

Что же почитать после Ф. Йейтс и ее изложения герметической традиции?

Мистика Меркавы

Измерения тела Господа и мистика Метатрона

Зарождение хасидизма в Германии

Каббалистические игры с буквами

Авраам Абулафия

Зогар, новая волна в каббалистике