Найти тему

Летчики ЛИИ в «режимах» невесомости Богородский А.П., Казьмин П.И

Оглавление

Ещё запомнился мне летавший вторым пилотом в полётах с созданием невесомости Аркадий Павлович Богородский. Красавец-блондин с неспешными движениями и офицерской выправкой; глаза, казалось бы, равнодушно прищурены, но его взгляд — острый, обжигающий.

Рис.   Аркадий Павлович Богородский (10 сентября 1923 — 20 апреля 1972) — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (21 февраля 1969), полковник (1965). Источник фото https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/7/71/Bogorodsky_A_P.jpg
Рис. Аркадий Павлович Богородский (10 сентября 1923 — 20 апреля 1972) — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (21 февраля 1969), полковник (1965). Источник фото https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/7/71/Bogorodsky_A_P.jpg

В 1961 г. он как лучший в нашей стране лётчик-истребитель участвовал в воздушном параде (это, к сожалению, был последний воздушный парад над Тушинским аэродромом).

Ему было доверено показать фигуры высшего пилотажа, летая на самолёте ЯК-32.

Там же мы увидели огромного летающего монстра — М-50 самолёт удивительный и страшный на вид, созданный конструкторским бюро В. М. Мясищева. Вокруг него на МИГах-21 летали, кружились лётчики ЛИИ Гудков и Шевяков.

Рис. Опытный стратегический бомбардировщик М-50 в сопровождении МиГ-21 во время парада в Тушино. Источник фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1110951/pub_5bbd0b17a5bd5400a990eb36_5bbd0eb3531b4500aa23026d/scale_2400
Рис. Опытный стратегический бомбардировщик М-50 в сопровождении МиГ-21 во время парада в Тушино. Источник фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1110951/pub_5bbd0b17a5bd5400a990eb36_5bbd0eb3531b4500aa23026d/scale_2400

Многие годы, как памятник самому себе, чёрный, мрачный, всеми забытый М-50 стоял у нас в ЛИИ около КДП-2, а затем был передан в музей ВВС в Монино, где и находится в настоящее время. Всего было сделано три таких самолёта.

Рис. М- 50 — проект советского сверхзвукового стратегического бомбардировщика разработки ОКБ Мясищева. Стоит в Центральном музее ВВС РФ в Монино. Источник фото https://cdn.fishki.net/upload/post/2019/12/02/3157772/7ffc483232901f8defb93b37e271eb2d.jpg
Рис. М- 50 — проект советского сверхзвукового стратегического бомбардировщика разработки ОКБ Мясищева. Стоит в Центральном музее ВВС РФ в Монино. Источник фото https://cdn.fishki.net/upload/post/2019/12/02/3157772/7ffc483232901f8defb93b37e271eb2d.jpg

Аркадий Богородский иногда дружески беседовал со мной, подвозил меня на своей машине из ЛИИ в Москву.

А. П. Богородский погиб 20 апреля 1972 года. После взлёта у истребителя-перехватчика МиГ-21ПФ отказал двигатель. Аркадий Павлович хотел спасти экспериментальный самолёт, но не дотянул до взлётно-посадочной полосы.

Нередко «на невесомость» летал Казьмин Петр Иванович (в последующем он был удостоен звания Заслуженный лётчик-испытатель СССР), но вторым пилотом. Первым он стал летать, когда наши ведущие лётчики Хапов и Захаров вышли из строя.

Пётр Иванович летал первым лётчиком с автопилотом, «делавшим» режим невесомости.

Казьмин был тихим, незаметным, молчаливым.

После распада СССР Петр Иванович был удостоен звания Герой России.

Рис.  Пётр Иванович Казьмин (20 декабря 1915 - 7 января 2010) — Герой России (1996), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1966), подполковник (1970). Источник фото http://www.testpilot.ru/base/wp-content/uploads/2015/03/kazmin.jpg
Рис. Пётр Иванович Казьмин (20 декабря 1915 - 7 января 2010) — Герой России (1996), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1966), подполковник (1970). Источник фото http://www.testpilot.ru/base/wp-content/uploads/2015/03/kazmin.jpg

Он участвовал в Великой Отечественной Войне. С весны 1942 года на должности командира эскадрильи. Порой, участвуя в воздушных боях с фашистскими асами, его самолёт получал значительные повреждения, но высокое мастерство летчика, его смекалка и находчивость позволяли всегда посадить машину на свой аэродром.

С 1943 года — в ударном авиационном полку особого назначения. Их было всего два — 907-й и 910-й, в которые отбирали только отличившихся.

К тому времени Пётр Казьмин был известен не только как мастер пилотажа, но и как воздушный боец. Однажды за одну ночь он сбил сразу два самолета-разведчика. За время войны совершил 173 боевых вылета, сбил в общей сложности четыре самолета противника.

Казьмин П. И. воевал на самолете, который был ему особенно дорог. Это был истребитель Як-1, принадлежавший Василию Сталину. Однажды Сталин прилетел в эскадрилью, где служил Казьмин П. И. Наутро самолет не мог взлететь из-за выпавшего снега, и он решил оставить его в полку. Закамуфлированный, черный самолет в полку прозвали «Черным вороном».

После окончания войны с 1947 по 1976 год Казьмин П.И. лётчик-испытатель ЛИИ.

После ухода с лётной работы в 1976 году Петр Иванович продолжал трудиться в ЛИИ на должностях: ведущего инженера, начальника экспедиции на Байконуре, диспетчера. Долгие годы возглавлял комитет ДОСААФ института, лично участвовал в многочисленных автогонках и авторалли, мастер спорта СССР по автомобильному спорту.

Друзья, сообщайте ваше мнение и подписывайтесь на канал «Проникновение в космонавтику».

Дайте прочитать вашим родственникам и знакомым. Пусть они тоже подпишутся на канал. Читайте предыдущие материалы и те, что будут публиковаться дальше.

С уважением, Леонид Александрович Китаев-Смык.