Самая сложная часть так называемых сквозных тем (задания 9 и 16) связана с третьим критерием при проверке «Привлечение текста произведения для аргументации». 4 балла – максимум - дается в том случае, если «для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на УРОВНЕ АНАЛИЗА важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.». Во-первых, надо владеть достаточным количеством литературного материала, чтобы подобрать нужное произведение для сопоставления. Во-вторых, надо ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ исходный и подобранный примеры. Значит, недостаточно процитировать или пересказать. В подобном случае максимально можно заработать только 2 балла: «Для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.)»
Что же проверяет (оценивает) эксперт в ваших работах?
1) Количество произведений (два!), с указанием их авторов и названий. Помните, что без автора или названия пример не считается ЛИТЕРАТУРНЫМ.
2) Правильно ли подобраны произведения для сопоставления: есть ли общая тема/микротема, образ.
3) Проведено ли само сопоставление. Нельзя просто написать, как в приведенном произведении раскрывается тема/микротема, какими средствами автор создает образ. Надо СРАВНИВАТЬ с исходным текстом. При этом сопоставляются ОБА примера с исходным текстом.
4) Авторская позиция всех трех произведений не может быть искажена. Вы проводите сопоставление, исходя из АВТОРСКОЙ трактовки темы, образа, а не собственной.
5) Последний критерий при проверке – это оценивание ошибок. Можно допустить не больше трех РАЗНЫХ ошибок: фактическую, речевую, логическую.
Итак, нужен анализ фрагмента/стихотворения, например, с точки зрения художественных средств, при помощи которых автор раскрывает мысль, создает образ. К тому же не стоит забывать о том, что мы должны провести СОПОСТАВЛЕНИЕ, т.е сравнение двух произведений.
Что же такое сопоставление? Обратимся к литературоведу М.М. Гришману.
«Интерпретация произведения включает в себя воссозданную в произведении жизнь как один из компонентов понимания мира. Осмысляя произведение, мы в то же время осмысляем произведением мир, его единство и цельность – каждый раз в новом, индивидуальном, неповторимом человеческом выражении. Любое сравнение предполагает выделение общего и отличительного, а также объяснение смысла отличий. В основе сопоставительного анализа литературных произведений находится именно сравнение».
При ответе на вопрос можно пользоваться различными клише, шаблонами.
· Стихотворения АВТОР НАЗВАНИЕ перекликается с предложенным для анализа произведением
· Автор так же, как автор приведенного текста, изобразил (мир, образ, картину природы и тд)
· Между этими произведениями есть сходство, все они отражают…
· Стихотворение/рассказ/повесть/роман/ автор исходного текста можно соотнести с произведением АВТОР НАЗВАНИЕ, потому что … Для обоих произведений (стихотворений/рассказов/романов) характерна ещё одна особенность…
· Различия стихотворений выражаются не только в эмоциональной окраске, в пафосе, но и в строении, форме произведений…
· Стихотворения АВТОР и АВТОР, казалось бы, об одном и том же, но как по-разному представлена в них позиция лирического героя…
· Нужно отметить ещё одно существенное несходство...
· В отличие от АВТОР НАЗВАНИЕ, в стихотворении/рассказе/повести/романе АВТОР НАЗВАНИЕ…
Как может выглядеть примерный план подобных сочинений?
1. Перефразировать поставленный вопрос, превратив его в утвердительное предложение. (Вопрос: «В каких произведениях отечественной литературы фигурируют образы «маленьких людей» и в чём их можно сопоставить с персонажами, описанными в приведённом фрагменте «Станционного смотрителя»? Первое предложение: «Во многих произведениях отечественной литературы фигурируют образы «маленьких людей». Или: «Образ «маленького человека» часто встречается в произведениях отечественной литературы»)
2. Назвать первое произведение для сопоставления и его автора.
3. Найти общее и различное в изображении образа или в трактовке темы, приемах авторов, в их подходе к изложению материала. Обратить внимание на какие-то интересные средства, при помощи которых создается образ, раскрывается тема.
4. Назвать второе произведение для сопоставления и его автора.
5. Найти общее и различное в изображении образа или в трактовке темы, приемах авторов, в их подходе к изложению материала. Обратить внимание на какие-то интересные средства, при помощи которых создается образ, раскрывается тема.
6. Заключение - вывод, соответствующий тезису; обобщение сказанного. Можно вернуться к формулировке вопроса.
Задания 9 и 16 – это так называемые «сквозные» темы русской литературы. В формулировке вопроса можно выделить
· ТЕМЫ
Родины, русского народа. Первое же произведение - «Слово о полку Игореве» раскрывает эту тему, в разные годы обращаются к ней А.Пушкин, М. Лермонтов, Н.Некрасов, Л. Толстой, А. Блок, С. Есенин и многие другие;
героя времени, лишних людей. Чацкий (А.Грибоедов «Горе от ума»), Г.А. Печорин (М. Лермонтов «Герой нашего времени»), Онегин (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»); Базаров (И.С. Тургенев «Отцы и дети»), Павка Корчагин (Н. Островский «Как закалялась сталь»);
маленького человека. Самсон Вырин (А.С. Пушкин «Станционный смотритель») , Акакий Акакиевич Башмачкин (Н.В. Гоголь «Шинель»), штабс-капитан Максим Максимыч (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»), Макар Девушкин (Ф.М. Достоевский «Бедные люди»), Мармеладов (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»);
поэта и поэзии. Стихотворения «Памятник» Ломоносова, Г. Державина, А. Пушкина, М. Лермонтова; поэзия Некрасова, роман Булгакова «Мастер и Маргарита», цикл рассказаов Паустовского «Золотая роза»;
поиска смысла жизни. И.А. Гончаров «Обломов», Л.Н. Толстой «Война и мир», Н.С. Лесков «Левша», А.П. Чехов «Ионыч», М. Горький «На дне», А.И. Куприн «Поединок», В.М. Шукшин рассказы А.И. Солженицын «Матрёнин двор», В. Дудинцев «Белые одежды»;
истории, исторических событий, войны. А.С. Пушкин «Медный всадник», Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир», М.А. Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон», В. Шаламов «Колымские рассказы».
· МОТИВЫ
смерти, жизни, любви, любовной встречи, разлуки, ревности и тд.
· ОБРАЗЫ
города, солнца, ветра, моря, паруса, метели, зеркала, дороги и тд.
Безусловно, перечень далеко не полон.
В следующих статьях попробуем разобрать каждую сквозную тему подробно.