Найти тему

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Сквозные темы.

Самая сложная часть так называемых сквозных тем (задания 9 и 16) связана с третьим критерием при проверке «Привлечение текста произведения для аргументации». 4 балла – максимум - дается в том случае, если «для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на УРОВНЕ АНАЛИЗА важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.». Во-первых, надо владеть достаточным количеством литературного материала, чтобы подобрать нужное произведение для сопоставления. Во-вторых, надо ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ исходный и подобранный примеры. Значит, недостаточно процитировать или пересказать. В подобном случае максимально можно заработать только 2 балла: «Для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.)»

Фото автора.
Фото автора.

Что же проверяет (оценивает) эксперт в ваших работах?

1) Количество произведений (два!), с указанием их авторов и названий. Помните, что без автора или названия пример не считается ЛИТЕРАТУРНЫМ.

2) Правильно ли подобраны произведения для сопоставления: есть ли общая тема/микротема, образ.

3) Проведено ли само сопоставление. Нельзя просто написать, как в приведенном произведении раскрывается тема/микротема, какими средствами автор создает образ. Надо СРАВНИВАТЬ с исходным текстом. При этом сопоставляются ОБА примера с исходным текстом.

4) Авторская позиция всех трех произведений не может быть искажена. Вы проводите сопоставление, исходя из АВТОРСКОЙ трактовки темы, образа, а не собственной.

5) Последний критерий при проверке – это оценивание ошибок. Можно допустить не больше трех РАЗНЫХ ошибок: фактическую, речевую, логическую.

Итак, нужен анализ фрагмента/стихотворения, например, с точки зрения художественных средств, при помощи которых автор раскрывает мысль, создает образ. К тому же не стоит забывать о том, что мы должны провести СОПОСТАВЛЕНИЕ, т.е сравнение двух произведений.

Что же такое сопоставление? Обратимся к литературоведу М.М. Гришману.

«Интерпретация произведения включает в себя воссозданную в произведении жизнь как один из компонентов понимания мира. Осмысляя произведение, мы в то же время осмысляем произведением мир, его единство и цельность – каждый раз в новом, индивидуальном, неповторимом человеческом выражении. Любое сравнение предполагает выделение общего и отличительного, а также объяснение смысла отличий. В основе сопоставительного анализа литературных произведений находится именно сравнение».

При ответе на вопрос можно пользоваться различными клише, шаблонами.

· Стихотворения АВТОР НАЗВАНИЕ перекликается с предложенным для анализа произведением

· Автор так же, как автор приведенного текста, изобразил (мир, образ, картину природы и тд)

· Между этими произведениями есть сходство, все они отражают…

· Стихотворение/рассказ/повесть/роман/ автор исходного текста можно соотнести с произведением АВТОР НАЗВАНИЕ, потому что … Для обоих произведений (стихотворений/рассказов/романов) характерна ещё одна особенность…

· Различия стихотворений выражаются не только в эмоциональной окраске, в пафосе, но и в строении, форме произведений…

· Стихотворения АВТОР и АВТОР, казалось бы, об одном и том же, но как по-разному представлена в них позиция лирического героя…

· Нужно отметить ещё одно существенное несходство...

· В отличие от АВТОР НАЗВАНИЕ, в стихотворении/рассказе/повести/романе АВТОР НАЗВАНИЕ…

Как может выглядеть примерный план подобных сочинений?

1. Перефразировать поставленный вопрос, превратив его в утвердительное предложение. (Вопрос: «В каких произведениях отечественной литературы фигурируют образы «маленьких людей» и в чём их можно сопоставить с персонажами, описанными в приведённом фрагменте «Станционного смотрителя»? Первое предложение: «Во многих произведениях отечественной литературы фигурируют образы «маленьких людей». Или: «Образ «маленького человека» часто встречается в произведениях отечественной литературы»)

2. Назвать первое произведение для сопоставления и его автора.

3. Найти общее и различное в изображении образа или в трактовке темы, приемах авторов, в их подходе к изложению материала. Обратить внимание на какие-то интересные средства, при помощи которых создается образ, раскрывается тема.

4. Назвать второе произведение для сопоставления и его автора.

5. Найти общее и различное в изображении образа или в трактовке темы, приемах авторов, в их подходе к изложению материала. Обратить внимание на какие-то интересные средства, при помощи которых создается образ, раскрывается тема.

6. Заключение - вывод, соответствующий тезису; обобщение сказанного. Можно вернуться к формулировке вопроса.

Задания 9 и 16 – это так называемые «сквозные» темы русской литературы. В формулировке вопроса можно выделить

· ТЕМЫ

Родины, русского народа. Первое же произведение - «Слово о полку Игореве» раскрывает эту тему, в разные годы обращаются к ней А.Пушкин, М. Лермонтов, Н.Некрасов, Л. Толстой, А. Блок, С. Есенин и многие другие;

героя времени, лишних людей. Чацкий (А.Грибоедов «Горе от ума»), Г.А. Печорин (М. Лермонтов «Герой нашего времени»), Онегин (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»); Базаров (И.С. Тургенев «Отцы и дети»), Павка Корчагин (Н. Островский «Как закалялась сталь»);

маленького человека. Самсон Вырин (А.С. Пушкин «Станционный смотритель») , Акакий Акакиевич Башмачкин (Н.В. Гоголь «Шинель»), штабс-капитан Максим Максимыч (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»), Макар Девушкин (Ф.М. Достоевский «Бедные люди»), Мармеладов (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»);

поэта и поэзии. Стихотворения «Памятник» Ломоносова, Г. Державина, А. Пушкина, М. Лермонтова; поэзия Некрасова, роман Булгакова «Мастер и Маргарита», цикл рассказаов Паустовского «Золотая роза»;

поиска смысла жизни. И.А. Гончаров «Обломов», Л.Н. Толстой «Война и мир», Н.С. Лесков «Левша», А.П. Чехов «Ионыч», М. Горький «На дне», А.И. Куприн «Поединок», В.М. Шукшин рассказы А.И. Солженицын «Матрёнин двор», В. Дудинцев «Белые одежды»;

истории, исторических событий, войны. А.С. Пушкин «Медный всадник», Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир», М.А. Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон», В. Шаламов «Колымские рассказы».

· МОТИВЫ

смерти, жизни, любви, любовной встречи, разлуки, ревности и тд.

· ОБРАЗЫ

города, солнца, ветра, моря, паруса, метели, зеркала, дороги и тд.

Безусловно, перечень далеко не полон.

В следующих статьях попробуем разобрать каждую сквозную тему подробно.