-Вот иди, и домой не возвращайся! Скатертью тебе дорога! - Крикнула Лиза в сердцах и захлопнула за мужем дверь, да так, что вздрогнули оконные стёкла.
В самом деле, зараза какая! Не может чуть попозже на работу прийти. Помог бы Кирюшку одеть, а потом такси бы вызвал. Или опоздал бы на работу, какая разница. Всё равно за такую работу не стоит держаться. Гроши там платят, да ещё ездят на нём. А он как дурачок блаженный всё терпит и всем помогает. Тьфу! Аж противно!
-Мама, а Кирюша дерётся! - Раздался из комнаты плаксивый голос старшей - Катеньки.
Лиза досадливо поджала губы и пошла решать детские обиды.
"Иди и домой не возвращайся!" - крикнула Лиза мужу
Она познакомилась с Владиком в 18 лет. Радостная и весёлая, с горящими глазами. Ей казалось, что весь мир у неё впереди. Она мечтала о вечной и неземной любви, о семье, о любимой профессии, которая будет кормить её, ну и конечно немного о богатстве. Точнее о том, что оно может дать.
Лиза мечтала о путешествиях за границу, о своей машине и дорогой одежде. Но это было далеко не главное. Как она говорила себе: "Никогда не была богатой и не расстроюсь, если не буду".
С Владиком она встретилась возле церковной ограды. Он выходил из храма, в котором только что, видимо, закончилась служба. Лиза строго говоря в Бога верила, но как-то так, "в душе", как и её родители. Но Владик ей этим и понравился - было в нём что-то такое, неотмирное, и в то же время основательное.
"Если в Бога верит, значит не уйдёт, значит верный" - подумала тогда Лиза. А потом и все мысли отошли на задний план - она влюбилась во Владика по уши. Ей нравилось его рассудительность и терпение, его основательность, отсутствие позёрства - он никогда не воображал и мало придавал значения одежде и всяким навороченным прибамбасам, его какая-то несовременность и неотмирность, верность своим принципам - всё вызывало восторг.
"Иди и домой не возвращайся!" - крикнула Лиза мужу
А вот родителям, а точнее матери (отец погиб, когда она была совсем маленькая) и бабушке, Владик почему то не понравился. Мама сразу сказала, что Владик - дурак, а бабушка начала причитать и плакать.
Но Лиза всё-таки сделала по-своему и вышла за него замуж.
-Выскочила, - причитала бабушка, - Ушла из дома. Стыдобище.
В чём стыдобище, она понять не могла, а любовь к мужу на первых порах покрывала все неприятности. А потом... Что произошло потом, она так и не смогла понять.
Словно глаза открылись и то, что раньше вызывало восторг стало поводом для раздражения. Владик был пунктуален и честен донельзя, а ещё терпелив. Он любил её беззаветно и помогал во всём. Но терпеть её причуды не хотел. Через пару месяцев после свадьбы Лиза захотела чтобы он сменил свою работу (подработку в православном издательстве) на место менеджера в фирме маминого знакомого. Зарплата была больше в разы и они могли бы слетать в Турцию или в Египет.
Но Владик отказался, сказав твёрдо:
-Ты знала, за кого выходила замуж. - Он развёл руками. - Я сразу сказал, что я не пробивной, нет во мне необходимых для современной работы качеств.
Впрочем Владик постарался найти ещё какую-то подработку. Он очень любил работать руками. "Золотые руки" - как-то присвистнула в восхищении знакомая, увидев, как он ремонтировал крыльцо на дачном участке. Лиза только вздохнула.
Владик хотел детей, мягко, ненастойчиво. А она не хотела. Ну если только когда-нибудь, лет через 20, ближе к 30-40 годам. Но, всё-таки родила, по настоянию мужа двух погодок - Катю и Кирюшу.
И здесь мужа не в чем было упрекнуть. Он возился с детьми, вставал к ним ночью, менял подгузники, игрался с ними и кормил. Лиза почти не подходила к детям. Желания выйти на работу не было, институт она закончила спустя рукава, с трудом получив диплом. Желания двигаться куда-то тоже не было.
"Иди и домой не возвращайся!" - крикнула Лиза мужу
Только сожаления об упущенной жизни. Она всё чаще и чаще звонила матери, которая сквозь зубы объясняла ей, кто она такая и кто такой её муж.
-А я же говорила, Лизонька. Я ведь говорила тебе, что надо было искать богатого мужчину. А ты что. Вышла за этого дурачка. Да он даже работать нормально не может. Вот у меня у знакомой сын - красавец, умница...
И начинались долгие перечисления достоинств сына маминой знакомой. А ещё Лиза полюбила дешевые романы. Герои там были все сплошь богатые, героини - счастливые и любовь у них была неземная - каждый день путешествия и ужин при свечах. А не вот это вот "Мааам!"
А сегодня она не выдержала, сорвалась на мужа. Он никогда не кричал на неё, никогда ничего не отвечал, только молча выслушивал и уходил. И это раздражало её ещё больше. Ну почему он такой спокойный, такой положительный?! Где страсть, где чувства, что бурлили ключом? Ей хотелось не положительного мужа, а шикарного, такого, с которым не стыдно будет поехать в дорогой ресторан, который устроит ей экскурсию по дорогим бутикам и будет носить её на руках.
Её Владик всё умел - и с детьми постоянно что-то мастерил, они обожали отца, и по дому всё делал и деньги вроде зарабатывал и её на работу не гнал. Но всё время хотелось чего-то большего. А ещё он экономил. Лишний раз не позволял себе такси или заказать готовую еду с доставкой. А она так не хотела! Она не хотела экономить на каждой мелочи. А готовить это вообще ниже её достоинства. Вон, у Светки муж обедает в ресторане, а им что, нельзя?
Она абсолютно не умела считать деньги и никогда этим не занималась. Ну и подумаешь, что у Кирюши нет комбинезона на зиму. Мама купит или крёстная подарит. Она хотела тратить деньги на себя. Могла за день потратить пол зарплаты Владика на косметику или сладости.
-Ах, он не может тебя обеспечить! А я ведь говорила...
Она создана для другой жизни, да. Повторяла она всё время мамину фразу.
Лиза задумалась и не сразу услышала звонок мобильного. Звонили с работы мужа. Сердце почему-то забилось часто, словно предчувствуя беду.
-Елизавета Александровна, это Сергей, начальник вашего мужа. Владиславу внезапно стало плохо на работе. Мы вызвали скорую. Сердечный приступ. Увезли в больницу, во вторую, что на Ленина.
-Хорошо. Спасибо, что сообщили.
Лиза повесила трубку и медленно опустилась на пол. Ноги не держали. Дети притихли и испуганно смотрели на неё.
А она... Бывают такие минуты, когда вдруг понимаешь что вся прошлая жизнь твоя была неправильной и бесполезной, а все твои споры и претензии не стоят и копейки.
-Я...я ему сказала, чтобы домой не возвращался. - Тихо прошептала Лиза. - Он и не вернулся.
Слёз не было. Она не могла заплакать.
-Мама, - она услышала на другом конце родной голос. А свой звучал как чужой. - Можешь посидеть с детьми? Владик в больнице.
-Ты конечно меня сейчас не услышишь, но туда ему и дорога.
Лиза сжала губы. Захотелось разбить телефон об стену.
-Так ты посидишь с детьми?
-Ладно, сейчас приеду. Будешь опять за штанами своими бегать. Вот я ни за кем не бегаю и счастлива.
Лиза не дослушала мамины речи и бросила трубку. Какая же она дура! Владик её терпел и любил, а она... Она заметалась по комнате, думая, что может понадобиться мужу, параллельно отвечая на вопросы детей. А потом плюнула. Лучше несколько раз съездит. И прямо сейчас вызовет такси, если мама не придёт.
Но мама пришла. Лиза не стала её слушать, вызвала такси, схватила свою сумку, деньги и зачем то старый свитер Владика. И только на улице, в ожидании машины, разревелась, уткнувшись лицом в свитер. Вспомнилось, как муж утешал когда ей было плохо, как помогал в беременность, как закрывал глаза на грязь дома и отсутствие ужина. А она...
На улице было холодно. Дул пронизывающий северный ветер. Осень. А в больнице её встретила медсестра. Выслушала и пообещала позвать врача.
-Вы его жена? Елизавета? Очень приятно. У вашего мужа плохое сердце. Порок сердца. Он вам разве не сказал? Ему противопоказана усталость, тяжёлая работа и нервное напряжение. Сейчас ничего серьёзного. Приступ мы купировали. Полежит в больнице ещё пару дней. Но на будущее, смотрите, чтобы он не уставал. Рекомендации я вам напишу.
-А можно с ним поговорить?
-Да, только недолго, - врач посмотрел на часы. - Десять минут. И посещения на сегодня закончены.
-Спасибо.
Лиза переоделась и проскользнула в палату к мужу. Он лежал весь обвешанный какими-то трубками и капельницами, бледный до прозрачности, лицо землистого цвета. А ещё похудел. Господи, как она не заметила то, что он так изменился!
-Лиза, - Владик увидел её и улыбнулся одними губами.
-Прости меня, - она бросилась к мужу. - Прости меня. Я больше так не буду. Я изменюсь, только прости, - Лизу трясло. Она едва сдерживала рыдания.
-Ничего, - Владик пошевелил пальцами, наверное хотел погладить её по руке. - Я не обижаюсь на тебя. Всё хорошо. Молись Ему, проси Его. Он услышит и обязательно поможет. А я сделаю всё, что смогу.
Через три дня Владика выписали из больницы, а через несколько месяцев они продали квартиру в родном городе и уехали в деревню, поближе к природе и подальше от мамы.
"Иди и домой не возвращайся!" - крикнула Лиза мужу