Иногда за именем картины скрывается сложная философская концепция, а иногда «банан — это просто банан». Предлагаем вашему вниманию подборку работ известных художников, названия и содержание которых могут ввергнуть вас в длительный ступор (СПОЙЛЕР: местами будет очень смешно).
«Двойной Элвис», Энди Уорхола, 1963 год
Все же очевидно: Элвис, две штуки. Значит, «Двойной Элвис». Энди Уорхол вообще сложных смыслов не искал. Прославившие его этикетки супа «Кэмпбелл» и портреты Мэрилин Монро тоже так и называются. А смысл? А смысла нет, чего сам художник никогда не скрывал.
Что интересно, у Уорхола еще есть «Тройной Элвис», «Восемь Элвисов» и даже разукрашенный Элвис!
«Женщина и велосипед», Виллем де Кунинг, 1953 год
Стоит признать: разглядеть, где женщина, а где велосипед — откровенно непросто. Тем не менее надо отдать должное художнику: эта дама хотя бы отдаленно напоминает особь женского пола. Среди абстрактных мазков можно угадать высокие каблуки, ярко-желтую юбку и лучезарную улыбку в обрамлении красной помады. Другие портреты де Кунинга из знаменитой «женской» серии такими фемининными признаками не обладают.
«Корова с зонтиком», Марк Шагал, 1946 год
Эта беспечная «Корова с зонтиком», мечтательно прогуливающаяся по крышам какого-то города, так увлеклась, что даже не замечает, что у нее на спине морковь, а под копыта попал какой-то чудак. Эта милая фантазия родилась у Шагала после нескольких лет творческого кризиса, когда художник пытался справиться со смертью горячо любимой жены Беллы.
«Красавица», Борис Кустодиев, 1915 год
Не стоит удивляться — каноны красоты меняются из поколения в поколение, а о вкусах вообще не спорят. В представлении Кустодиева, например, «худые женщины на творчество не вдохновляют». Позировать художник пригласил актрису МХАТ Фаину Шевченко, которая сначала наотрез отказалась раздеваться, но в итоге сдалась. Как на это мероприятие отреагировала жена автора, которая совсем не отличалась пышностью и румяностью форм, история умалчивает.
«Улитка», Анри Матисс, 1953 год
Это самая настоящая «Улитка». И если вам сложно разглядеть ее в аппликации из цветных прямоугольников, то это потому, что абстракционизм передает идею, суть, а не пропорции и детали. Глубокой концепции искать не нужно: Матисс считал, что искусство должно быть простым и легко читаемым. Как, например, эта картина.
«Натюрморт со скатом», Хаим Сутина, 1923-1924
Скат — неожиданный объект для натюрморта. Но это же Сутин — один из самых экстравагантных художников XX века. Говорят, он любил рисовать голым и голодным, потому что не было денег ни на одежду, ни на еду. И хотя художник входил в «творческую тусовку», а его необычные картины даже пользовались популярностью, жил Сутин на удивление скромно и всегда старался держаться обособленно. Что сказать: загадочная творческая душа — такая же, как и выбор объекта для натюрморта.
«Кувшинки», Клод Моне, 1915 год
«Кувшинок» Моне написал очень много — примерно 250 штук в серии! А ультрафиолетовые цвета на полотне — не только полет творческой фантазии, но и физиологическая особенность зрения. В 1912 году врачи поставили художнику диагноз двойной катаракты, и после операции он стал иначе различать оттенки. И мы, с одной стороны сочувствуем, а с другой — какие же удивительные вышли кувшинки!
27 сентября в выставочных залах Третьяковской галереи, давним другом и партнером которой является банк ВТБ, открылась выставка Союза художников России «Я, Энди Уорхол». В экспозиции более 200 работ пионера поп-арта. Из-за непростой обстановки, вызванной пандемией COVID-19, посещение выставки пока недоступно для публики, однако после снятия ограничений проект можно будет увидеть своими глазами.
Материалы по теме: