Депутаты нередко любят удивлять граждан своими законопроектами. И все чаще такие инициативы вызывают неоднозначную реакцию в обществе. Возникает два главных вопроса: кто и зачем принимает такие законы? В сегодняшней статье предлагаю разобрать три неоднозначных законодательных инициативы, вызвавших общественный резонанс. Читайте до самого конца и пишите свою точку зрения в комментариях.
Бывшим президентам позволят нарушать Уголовный кодекс?
На днях депутаты Госдумы приняли в первом чтении Законопроект за номером 1049598-7, который фактически позволит бывшему президенту совершать преступления после ухода с поста. Авторами выступают член Совета Федерации А.А.Клишас и депутат Госдумы П.В.Крашенинников.
Авторы инициативы предлагают прописать в законопроекте, что бывший президент в принципе «не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности». На текущий момент бывшего главу государства не могут привлечь к ответственности за деяния, совершенные им во время работы на президентском посту.
Если законопроект “протолкнут” дальше, а в этом сомневаться не приходится, бывшего главу государства будут лишать неприкосновенности только за тяжкие и особо тяжкие преступления. И то, сделать это будет, согласно законопроекту, не так-то просто.
Ознакомиться с текстом документа можно здесь.
Геномной регистрации быть?
В начале ноября в Госдуму поступил законопроект, который расширяет круг граждан, обязанных передать силовикам свои биометрические данные, содержащие ДНК. Если документ вступит в силу, новые правила начнут действовать с января 2023 года. Пока законопроект находится на стадии рассмотрения.
В рамках законопроекта предлагается ввести обязательную государственную геномную регистрацию для следующих категорий людей:
- обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления;
- осужденных и отбывающих наказание в тюрьме;
- помещенных под административный арест.
Да, Закон “О геномной регистрации” ( ФЗ за номером 242 от 03.12.2008 г.) действительно существует, и уже тогда, на момент принятия, он вызывал большое количество вопросов. Но пока там перечислен достаточно “скромный” перечень лиц, обязанных сдать биометрию (статья 7 вышеуказанного федерального закона):
- граждане, осужденные за совершение тяжких или особо тяжких преступлений;
- граждане, совершившие преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
- неустановленные и неопознанные лица.
Вообще, получение геномной информации и развитие на ее основе поисковых алгоритмов — это одно из наиболее перспективных направлений расследования преступлений. Благодаря таким базам данных ДНК наши правоохранители смогли бы более оперативно раскрывать преступления, что однозначно благоприятно сказалось бы на статистике раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений. То есть, в общем-то, идея неплохая, и разумность создания такого банка очевидна.
И создание такой базы данных у нас в стране не является чем-то поистине уникальным. Аналогичные базы уже существует в некоторых европейских странах, например, в Германии и Великобритании.
Однако не все так просто. В рассматриваемом законопроекте есть проблемные места. Под сомнение ставится положение проекта о геномной регистрации лиц, подвергнутых аресту по КоАП РФ. Дело в том, что согласно КоАП административный арест в качестве меры наказания предусмотрен также и для лиц, нарушивших порядок организации либо проведения митингов, собраний и т.д. (статья 20.2 КоАП РФ). И граждане, подвергнутые административному аресту, не являются подозреваемыми или обвиняемыми, на них не распространяется требования о принудительном освидетельствовании.
Кроме того, правоприменителям стоит уделить особое внимание вопросу соблюдения прав граждан при сборе геномного материала и сохранности данного материала.
Ознакомиться с текстом документа можно здесь.
За ложную информацию об СССР в тюрьму!
Да, и это не шутки. Это очередной законопроект популярного ныне депутата Госдумы Ирины Яровой. На этот раз она предлагает ужесточить наказание за совершение преступлений, предусмотренных статьей 354.1 Уголовного кодекса РФ, с использованием Интернета, приравняв их к совершенным с использованием средств массовой информации.
Проще говоря, за распространение в сети Интернет «заведомо ложных сведений» о деятельности СССР в годы Второй мировой войны можно получить вполне реальный срок. Самое строгое наказание — лишение свободы до 5 лет. Наказанием может быть и солидный штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей. Если распространителем ложной информации будет являться юридическое лицо, штраф составит от 1,5 до 3 миллионов рублей.
Возникает вопрос: если законопроект примут, будет ли штамповаться больше уголовных дел по данной статье? Вполне возможно. Но на сегодняшний день, если судить по статистике Судебного департамента при Верховном суде РФ, статья 354.1 УК РФ используется крайне редко. В далеком 2015 году по данной статье осудили всего четверо граждан.
Ознакомиться с текстом документа можно здесь.
Что думаете по поводу вышеуказанных законопроектов? Жду вашу точку зрения в комментариях
Понравилась статья? Ставь 👍🏻
- Смотрите полезные ролики на нашем YouTube канале