Константин Звездочётов— художник-чудак, про таких как он говорят «эти художники как дети», «не от мира сего». Взойдя на отечественную арт-сцену в 80-х, Звездочётов не раз вписал своё имя в историю современного искусства. Отец-основатель легендарной андеграундной группы «Мухоморы», Клуба Авангардистов КЛАВА, участвовал в создании галереи «АПТАРТ», размещавшейся в однокомнатной квартире Никиты Алексеева. Простота подхода, ироничность, лубочность и карикатурность, присущие работам Звездочётова, сделали его постоянным участником престижных выставок и громких проектов. Среди прочего художник участвовал в “documenta IX” в Касселе (Германия) и Венецианской Биеннале. Художник-персонаж, личность которого переплетена с его же художественными образами, а простая беседа всегда напоминает то ли перформанс, то ли филиал сумасшедшего дома.
Я больше склонен считать искусство не религией, а ремеслом. Плясунцов, циркачей и акробатов, так сказать.
Надо же не только Барта и Делёза читать, а иметь свой мыслительный процесс. Это, может, для вашего брата искусствоведа нормально, но художник должен… нет, это глупое слово, никому он ничего не должен… в художнике подозревается автор. Пусть это будет даже кривоватая идея, но она должна быть своеобразная, понимаешь?
Ни одной слезы не утру, ни одного голодного не накормлю своей деятельностью! Ну да, единственное утешение — что я развлек кого-то. Но пользы нет от искусства. От моего — уж точно! Поэтому и молчу я. У меня сейчас задача — работа над ошибками.
Нормально! Послушайте, так получилось, что у нашего поколения все мечты и желания сбылись! Например, хотели, чтобы не было советской власти, — её и нет. Хотелось ходить в храмы, путешествовать, хотелось, чтобы везде валялись джинсы и жвачка, и устрицы, хотелось выставляться и печататься в журнале «Огонек». И все получилось, как заказывали. Даже в мелочах. Вот я рисовал в конце 1980-х людей в ватниках под георгиевским флагом, а теперь есть «ватники» и «колорады». Некоторые мои друзья рисовали что-то про смерть — и через некоторое время умирали.
Вы поймите: просто отношение у всех к современному искусству стало другое. Из образа жизни оно превратилось в профессию, в средство делания карьеры и приобретения престижа. Люди, которые были нашей публикой, заняли места, стали галеристами, критиками, кураторами и издателями, то есть людьми серьёзными, и поэтому они и отношения требуют к себе и к своему делу серьёзного. Увы, наши больные фантазии и игры стали реальностью. Ребята, да вы что? Вы что, не поняли, что ли? Мы же пошутили.
Впрочем, в следующий раз мы будем поосторожней с фантазиями.
Если вспоминать детство… Все лагерные старушки были ужасно смешные: антропософки, теософки. Моя тетя Галя, Галина Николаевна, была антропософка. Я с детства напичкан. Но остался только след знаний. Потом я самостоятельно переписывал от руки «Дхаммападу». Очень много времени тратишь зря: переписывание «Дхаммапады», истории КПСС. А сейчас мы сидим бессмысленно в интернете. Так тратим своё бедное время!
А что вы имеете против китча, я не понял? Что не китч? В период рыночной экономики и быстрой девальвации понятий всё быстро превращается в китч. Вообще забудьте про китч! 20 век был век патологий и борьбы, когда все разделились, когда пытались говорить, что это — плохо, а это — хорошо. Время «плохо–хорошо» кончилось. Китч — это популярное искусство, искусство в массы.
Жить надо, во-первых, хорошо… Но ещё надо всё равно иметь какие-то идеалы. Но хорошо помнить, что идеал не может быть личностью. Идеал — это взгляд на мироустройство. Я конфессиональный человек, прихожанин. Дело в том, что самое хорошее — это банальное. Банальности, они для чего нужны? Чтобы их повторять. Если их не повторять часто, они перестают быть банальностями. Вот мы и повторяем.
В свое время, когда мы были «Мухоморами», я предложил Сергею Мироненко наложить табу на две темы в нашем искусстве — секс и политику, просто потому, что при помощи этих весьма дешёвых трюков очень легко привлечь к себе внимание и добиться популярности. В пространстве якобы художественной свободы художники постоянно ищут болевые точки и провоцируют власть, а власть им отвечает. Более зрелая и усталая демократия на такие вызовы реагирует вяло: ну показал художник ей жопу, ничего страшного, она, усталая демократия, еще и не такое видала.
Когда цензура мирно дремлет, посапывая, у профессиональных и полупрофессиональных носителей нашей культуры включается мазохистский комплекс. Они плохо себя чувствуют и начинают стремиться в свою комфортную среду, под освященную веками пяту цензора. К тому же в художественном сообществе бытует заблуждение, что если художника ни разу в его жизни не одёрнули и не запретили власти и их цепные псы, значит, он не полноценный художник, а какое-то говно и холуй. Вот и приходится дразнить власть, всячески провоцировать ее, дергать за хвост и усы, чтобы она, наконец, проснулась и что-нибудь срочно запретила, — и только тогда и наши художники, и родная творческо-протестная общественность счастлива.
Если вам понравилась статья — поставьте лайк. Это поможет развитию канала, а наши новые статьи будут чаще показываться в вашей ленте. Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей мира современной культуры.
Текст: Варвара Муратова
telegram @vanamag
instagram @vana.mag