О трагической гибели «Титаника» наверняка знает каждый (кроме совсем уж отсталых и изолированных жителей дальних диких островов). В основном, безусловно, благодаря Джеймсу Кэмерону и его киноленте о бедняке Джеке и богачке Роуз.
На создание фильма режиссёра вдохновила история реально существовавшего суперлайнера. Но многие поклонники фильма не знают, что у «Титаника» было целых два брата-близнеца: «Олимпик» и «Британик». Компания «Уайт Стар Лайн» заказала строительство всех трех суперлайнеров в 1907 году. Они абсолютно идентичны: длина 259 метров, ширина 28 метров, водоизмещение 52 тысячи тонн. Каждый суперлайнер вмещал 2 566 пассажиров, причем вне зависимости от класса пассажиры могли воспользоваться невиданными для того времени удобствами.
Первые годы и трагическая судьба «Титаника»
«Олимпик» и «Титаник» строились одновременно, работу над «Британиком» планировали начать позже. В 1911 году «Олимпик» отправился в свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк. Всё шло отлично. Руководство «Уайт Стар Лайн» ответственно подошло к каждой мелочи, а все необходимые модификации, которых недоставало на первом корабле, сразу внедряли на достраивающемся «Титанике».
Четыре рейса всё шло гладко, а вот в пятом случилась авария. На выходе из Саутгемптонского залива «Олимпик» столкнулся с британским крейсером, что обернулось 12-метровой пробоиной в борту. Рейс прервали, «Олимпик» отправился на верфь. Как раз во время его ремонта завершилось строительство «Титаника».
Средний брат суперлайнерской тройки поражал своими размерами и архитектурой: его длина превышала три городских квартала, двигатель был выше трехэтажного дома, а якорь тащила упряжка из 20 лошадей. Весной 1912 года «Титаник» вышел в свой первый рейс в Америку с 2,2 тысячами человек на борту.
Первый же рейс стал для легендарного корабля последним.
На четвёртый день пути лайнер не поделил путь с огромным айсбергом. В результате на правом борту корабля образовалась пробоина длиной 90 метров. А дальше — массовая паника, страшная истерика, безжалостная давка и сумбурная эвакуация. На воду спустили 18 спасательных шлюпок из 20, а вместе с гигантским пароходом на дно ушли около полутора тысячи человек — это население небольшого посёлка.
Интересно, что для спасения людей срочно сняли с верфи «Олимпик». Однако экипажу запретили подходить близко к месту трагедии — опасались, что шокированные люди при виде близнеца только что затонувшего корабля придут в ужас. В итоге «Олимпик» выполнил роль связиста — мощности радиостанции на лайнере хватало, чтобы отправлять сигнал до самого берега.
Суперлайнеры в Первой Мировой войне и участь «Британика»
После трагедии руководство «Уайт Стар Лайн» отменило все рейсы «Олимпика», чтобы доукомплектовать и усовершенствовать корабль с учётом печального опыта. Приподняли второе дно и увеличили высоту водонепроницаемых переборок. Теперь пароход мог удержаться на плаву даже в случае затопления шести отсеков. На воду «Олимпик» спустили лишь спустя год.
Долгое время всё шло хорошо: лайнер ходил в трансатлантические рейсы, никаких эксцессов не происходило. Всё изменилось, когда началась Первая мировая война. «Олимпик» стал транспортом для перевозки войск и получил новое название: «T-2810». Судно перекрасили в маскировочные цвета, оборудовали орудиями для защиты от субмарин и включили в состав военно-морского флота. Служба прошла успешно: 119 тысяч военных и гражданских, перевезённых через океан, и одна потопленная подводная лодка.
А вот судьба «Британика», третьего и младшего брата, сложилась куда менее удачно. Лайнер по комфорту был лучшим из серии, его инфраструктуру значительно усовершенствовали. Только вот оценить все эти прелести оказалось некому. Ещё до гражданских рейсов пароход переоборудовали в судно-госпиталь, и в 1916 году «Британик» подорвался на мине недалеко от Греции. Лайнер тонул 55 минут, и этого времени оказалось достаточно, чтобы спасти с борта большинство людей.
Последние годы «Олимпика»
Таким образом, после Первой Мировой из суперлайнерской тройки остался только «Олимпик». Перед возвращением на гражданские рейсы его долго реконструировали, и это дорого обошлось для компании, зато 1920-е годы стали для корабля звёздным временем. Лайнер завоевал репутацию чрезвычайно надежного судна. Он регулярно пересекал Атлантический океан с пассажирами на борту и пользовался большой популярностью. Даже несколько последующих аварий не потопили легендарное судно.
Однако возраст стал брать своё. Кроме того, в 1934 году «Олимпик» в густом тумане налетел на плавучий маяк у побережья Канады и потопил его вместе с семью членами экипажа. Кроме того, вовсю строился новейший современный лайнер «Куин Мэри» — это окончательно решило судьбу «Олимпика». Свой последний рейс пароход завершил 27 марта 1935 года. Затем его продали на металлолом.
Мисс Непотопляемая
А здесь у нас самая интересная часть публикации.
Итак, жила-была в Великобритании ирландская девушка Вайолетт Констанс Джессоп. Судьба её складывалась нелегко, но она с ней успешно справлялась (даже выжила после туберкулёза, который в те времена был приговором) и в итоге жизненные пути привели её к работе стюардессой на богатых лайнерах.
Догадываетесь, каких именно?
Всё верно. Вайолетт служила на всех суперлайнерах, о которых шла речь выше — на каждом из них становилась очевидцем инцидентов (в двух случаях — катастрофических). Она была на борту «Олимпика», когда тот столкнулся крейсером «Хоук», она была одним из семисот людей, спасшихся с «Титаника», а во время Первой мировой войны служила сестрой милосердия на борту госпитального судна «Британик».
Интересно, что на борту «Титаника» она спасла маленького ребёнка. Много позже, уже на пенсии, Вайолетт разбудил телефонный звонок. Женщина на другом конце провода сказала, что именно она была тем самым ребёнком, засмеялась и повесила трубку. Друг и биограф Вайолетт предположил, что это шутки местных детей, но женщина отмечала, что о спасённом младенце не говорила никому, кроме него.
Оцените нашу статью, прокомментируйте, а также ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ!