Каждый слышал фамилии Мане, Дега, Ренуар, но не каждый видел их великие творения. Эти и многие другие художники стали символом импрессионизма, символом французской живописи конца XIX - начала XX веков.
Импрессионизм
(фр. impressionnisme , от impression — впечатление)
— направление в живописи появилось в последней трети 19 в. во Франции и затем распространилось по всему миру.
Представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
- Эдуард Мане.
Бар в «Фоли-Бержер» (1882)
Эта картина последняя, которую написал Мане перед своей смертью, она действительно великая и даже повлияла на культуру, как того времени, так и дает о себе знать до сих пор. В 1934 году на основе образов картины Мане был создан балет "Бар в «Фоли-Бержер»", в 2020 она упоминается в песне Молот Ведьм - исполнителя Pyrokinesis.
Весьма интересным моментом в данной картине является подпись самого Мане, она буквально замаскирована в полотно и находится на этикетке бутылки в левом нижнем углу.
- Эдгар Дега
Голубые танцовщицы (1898)
Балерины и балет были для Дега одной из любимых тем. Он рисовал девушек в самых различных позах, ракурсах, как будто выхватывал из ленты времени маленький фрагмент движений балерин. Эта картина, скорее всего, похожа на современную фотографию. У неё необычный ракурс — вид сверху. Зритель видит только изящные шеи, плечи и талии танцовщиц. Каждая балерина занята своим делом: одна поправляет бретельку платья, другая — проверяет, как сидит танцевальный костюм на её прекрасных плечах, третья пытается рассмотреть через плечо свои ноги, а у четвертой зритель видит только затылок и часть спины — видно, что балерина нагнулась завязать бант на пуантах.
- Пьер Огюст Ренуар
Бал в Мулен де ла Галетт (1876)
Холст картины уникален, поскольку ни один художник до Ренуара не создавал образ, запечатлевающий аспект повседневной жизни такой величины. "Бал в Мулен де ла Галетт" является одним из самых знаменитых шедевров импрессионизма и был описан как «самая красивая картина XIX века». По состоянию на февраль 2016 года меньшая версия этой картины Ренуара стоит на 13-м месте, с учётом инфляции, в списке самых дорогих когда-либо проданных картин.
- Клод Моне
Завтрак на траве (1866)
Главная особенность полотна – изображение солнечных лучей, которые проникают сквозь многочисленную листву. В «Завтраке на траве» струящееся лето мягко прикасается к коже изображаемых, тканям на одежде, посуде на скатерти, расстеленной на траве.
- Берта Моризо
Колыбель (1872)
Это портрет сестры художницы — Эдмы, тоже, кстати, одаренной яркими способностями, и ее дочки Бланш. Небольшие размеры полотна, колыбель, полностью скрытая полупрозрачным пологом от глаз зрителя — все это создает ощущение интимности, символизирует материнскую любовь и защиту.
Героями и героинями картин становились простые люди, часто — молодые девушки, изображаемые как бы одним наброском. Импрессионисты не гнушались изображать жизнь богемы, проституток, пьяниц, картёжников. Им была интересна жизнь и люди во всех их проявлениях. Именно в этом, а не в особой цветовой подаче и летящем мазке, состоял протест.
Но импрессионисты дорого заплатили за свой протест и желание творить в собственном стиле. Их картины редко покупали, выставки разрешались нечасто, а после и вовсе рассорившиеся между собой художники группы импрессионистов потеряли возможность выставляться. Но слава пришла к ним пусть и позже, но навсегда.