В 2003 году в Китае, вдобавок к Великой Китайской Стене, появилась Великая Китайская Электронная Стена для Интернета - система «Золотой Щит», призванная оградить китайцев от вредоносной, по мнению Компартии, информации, гуляющей по просторам Интернета. В числе запрещенной оказалась не только порнография на совершенно закрытых для доступа в Китае сайтах для взрослых, но и все, что подпадает под определение «неправильная подача информации». Возможно, поэтому нынешнее поколение китайцев и слова «Интернет» не знает, а Сеть они называют малоблагозвучным для русского уха словом «ху-лиа-ва», что в буквальном переводе и означает, в принципе, то же, что и Интернет, - «всеобщая объединенная компьютерная сеть». Так что, будете в Китае, не спрашивайте у местных, где здесь Интернет или Wi-Fi, - спрашивайте, где ху-лиа-ва. Хотя, возможно, очень скоро и слово «Интернет» войдет в китайский обиход, - только что руководство КНР впервые решило открыть своим согражданам доступ к ранее запрещенным в стране сервисам, в том числе к YouTube и Instagram. Правда, доступ открыли временно…
Судя по сообщениям китайских СМИ, доступ к Сети пока был открыт в пилотном режиме, при этом власти оставляли за собой контроль трафика, проще говоря – право на цензуру. Как же все это выглядит на практике?
Китайцы будут использовать для выхода во всемирную сеть мобильный браузер Tuber, - это продукт подконтрольной официальному Пекину компании 360 Security Technology Inc. Появился браузер буквально месяц назад, особой рекламы ему никто не делал, но китайцы быстро сообразили, что это и есть «нить Ариадны», которая выведет их к просмотру запрещенных ранее в стране веб-сайтов, от Facebook до Google без всяких там нелегальных VPN. Браузер, с сентября продающийся в магазинах приложений Huawei, разблокирует недоступный ранее контент, что позволяет просматривать даже сайты западных СМИ, и даже сайт древнего заклятого врага китайских коммунистов – «New York Times»! Правда, и эти сайты будут и впредь тщательно фильтроваться властями, но к такой фильтрации почти 905 миллионов китайских пользователей уже давно привыкли, и это вряд ли омрачило им радость от возможности приобщения к мировому, а не только к отечественному Интернету.
Одна беда, - в субботу браузеры Tuber вдруг исчезли из свободной продажи, что еще раз подтверждает намерение китайских властей приучать своих граждан к путешествиям в мировой Сети исподволь и дозировано. Счастливчики успели скачать Tuber всего 5 миллионов раз. Конечно, видео на YouTube они посмотрели, но часть контента внутри Tuber все же оставалась недоступной. А вот контроль тут был жесткий: после покупки Tuber в магазине приложений, пользователь не смог бы его зарегистрировать без указания своего номера телефона и предоставления доступа ко всем своим контактам.
Теперь китайцам, вдохнувшим было воздух свободного Интернета, придется возвращаться к старым добрым государственным приложениям, больше похожим на полиграф, с помощью которого власти узнают о политических настроениях пользователя, а бизнес – о его финансовых возможностях и потенциальных приобретениях.
Напомним, что полноценный Интернет появился в Китае в 1994 году. К тому времени у китайских разработчиков уже были свои протоколы передачи данных. Над брандмауэром «Золотой щит» китайцы трудились с 1998 по 2003 год, и в конце концов смогли сотворить очень действенный инструмент для контроля и цензуры в Сети. Тут вам и управление безопасностью, и информирование о нарушениях, и контроль вывода и ввода, и мониторинг, и управление трафиком… Китайцы создали структуру, способную «на автомате» обнаруживать и наказывать сетевых правонарушителей, все веб-ресурсы здесь фильтруются через правительственные службы и проходят обязательную регистрацию, что делает невозможной анонимность пользователя. И еще: все, кто хочет работать в Китае, должны принимать китайские «правила игры», в противном случае вход в китайскую Сеть будет наглухо закрыт, как это и случилось с непокорными западными сервисами.
Многие эксперты отмечают, что в свое время Пекин поступил мудро, закрыв китайцам доступ в мировую Сеть в кризисные времена. Китай в такой самоизоляции развивал свою
IT-индустрию, население привыкло к китайскими поисковикам, и это, несомненно, плюс для страны. Что касается цензуры, - к ней тоже попривыкли, тем более что в последние годы она уже не была такой жесткой, как, скажем, в начале 2000-х годов. Специалисты по Китаю считают эксперимент с открытием Интернета своевременным, поскольку население сегодня, после преодоления самой тяжелой фазы пандемии и возвращения страны к нормальной жизни, все больше доверяет своей власти. Власть, в свою очередь, хочет показать согражданам «человеческое лицо», и хотя бы так, с помощью даже кратковременного доступа в мировую Сеть, отблагодарить население за мужественно перенесенные коронавирусные лишения.
Есть еще одна причина, по которой Китай открывает Интернет: в Пекине прекрасно понимают, что ни наука, ни развитие новых технологий не будут двигаться вперед без международной кооперации и свободного обмена информацией. Интернет для этого – идеальное место, а идеальным для Пекина его делает еще и возможность контролировать практически каждого пользователя, допущенного к Сети.
Что останется китайцам сейчас? Да то же, что и раньше. Они все так же смогут заходить на любой не заблокированый властями сайт. Впрочем, китайцы могут заходить и на заблокированные сайты, - для этого есть анонимные прокси, или «тор», тоннель из центрального офиса в Китае в любой зарубежный офис китайской компании. А среди заблокированных, похоже, надолго останутся Google, Yuotube, Facebook, Instagram, Twitter и некоторые другие популярные во всем мире сайты. Не заработают пока в Китае и привычные нам сервисы и социальные сети вроде Яндекс. Есть, правда, китайские аналоги, - сайт Baidu, не менее популярный мессенджер WeChat, электронный магазин китайской одежды и вещей QQ.com., сервисы Weibo, Youku, Renren и прочее. Все они весьма популярны в стране, – но это тот случай, когда выбирать не приходится, ибо не из чего. Как говорится, бери, что дают, а не хочешь, – и не надо.