В этой статье мы поможем вам разобраться с вашими правами и расскажем, как избавиться от надоедливых звонков.
Некоторые люди искренне считают, что коллекторы и вовсе не имеют права звонить кому-либо, кроме должника. Но правда ли это на самом деле?
В настоящее время в России действует Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 03.07.2016 № 230-ФЗ, который все называют не своим именем, а «Законом о коллекторах» или «Антиколлекторским законом». Данный закон ограничивает случаи и порядок взаимодействия коллекторов с должником, его родственниками и знакомыми.
Именно в соответствии с этим законом коллекторам РАЗРЕШАЕТСЯ звонить членам семьи должника, родственникам, иные проживающим с ним лицам, соседям и любым другим физическим лицам. НО ЕСТЬ ОДНО «НО». Коллекторы могут осуществлять такие звонки, если имеется согласие должника на осуществление данного взаимодействия и при этом третьим лицом не выражено на это несогласие.
Условие о согласии должника на осуществление взаимодействия по поводу его долга с иными лицами обычно включается в договор, однако зачастую его просто не замечают. Так у коллекторов появляется право звонить знакомым должника.
Теперь выясним, как можно прекратить назойливые звонки.
В первую очередь, когда вам позвонят коллекторы, узнайте, кто звонит и из какой организации. Спросите ФИО, название организации, а также ее ИНН и ОГРН.
Далее направьте данной организации от лица знакомого заявление о НЕСОГЛАСИИ на осуществление с вами взаимодействия. Отправляйте по почте и обязательно сохраняйте квитанцию, чтобы можно было доказать, что вы выражали свое несогласие.
Есть другой вариант. От лица должника коллекторам вы можете направить ОТЗЫВ СОГЛАСИЯ на осуществление взаимодействия с третьими лицами. Однако по закону вы можете отозвать согласие одним из следующих способов:
- Путем направления уведомления через нотариуса,
- По почте заказным письмом с уведомлением о вручении
- Путем вручения заявления под расписку уполномоченному лицу.
После направления несогласия или отзыва коллекторы не могут звонить знакомым должника. Но если коллекторы нарушают закон и потом снова звонят, можно написать ЖАЛОБУ.
Контроль и надзор за коллекторами осуществляют приставы, следовательно, с жалобой можно обратиться к ним. Кстати, сейчас можно
подать и интернет-обращение в ФССП. В случае выявления нарушений законодательства у приставов есть полномочия провести внеплановую проверку в отношении коллекторской организации.
Может получиться так, что в силу загруженности приставы не отреагируют на вашу жалобу. Тогда можете написать жалобу на бездействие пристава. Для такой ситуации сохраняйте доказательства обращения к приставам (например, квитанцию об отправке жалобы). С жалобой на приставов можете обратиться в прокуратуру, вышестоящему приставу или даже в суд.
Некоторые коллекторские агентства могут состоять в объединениях – саморегулируемых организациях (СРО), которые призваны регулировать деятельность членов, устанавливать дополнительные стандарты и правила в целях улучшения их деятельности. То есть приоритетная цель СРО коллекторов – повышение качества работы коллекторских организаций. Но членство в СРО для коллекторов является добровольным.
В случае, если ваше надоедливое коллекторское агентство состоит в СРО (узнать вы это можете в интернете), вы можете пожаловаться на коллекторов и туда, так как СРО обладают контрольными функциями и определенными рычагами воздействия. Например, на сайте Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств есть интернет-приемная 1.
Побольше жалуйтесь (и сохраняйте квитанции) и желаем вам терпения с коллекторами!