Что такое когнитивный диссонанс помогает понять эксперимент Леона Фестингера и Джеймса Карлсмита, который был проведён в 1959 году.
Представьте, что у нас сейчас 1959 год, и вы студент-старшекурсник Стэнфордского университета. В рамках одного из предметов вы соглашаетесь принять участие в эксперименте по «показателям эффективности». Таких желающих набралось 71 человек.
Вам сказали, что прохождение задания займет около двух часов, и что цель эксперимента узнать, как наши ожидания влияют на фактический опыт выполнения задачи.
Похоже, что нас поделят на две группы. У других задание будет чем-то отличаться, так как они получают какую-то информацию от студента, который уже выполнил это задание. Однако наша группа будет выполнять поставленную задачу без каких-либо ожиданий.
Итак, вы приступаете к первому заданию и быстро понимаете, что оно невероятно скучное. Вас просят выкладывать в течение получаса на поднос катушки, затем убирать их, потом опять укладывать, при этом используя только одну руку. Следующие полчаса ушли на то, чтобы повернуть 48 квадратных колышков, установленных на доске по часовой стрелке на четверть оборота. Когда последний колышек развернут, надо начинать заново. В комнате также находится экспериментатор с секундомером и блокнот, в котором он делает какие-то пометки.
В конце задания исследователь благодарит вас за участие, и говорит, что многим людям нравится эксперимент, что немного сбивает с толку. Ты киваешь головой в знак согласия, но в глубине души рад, что всё закончилось.
Экспериментатор выглядит несколько смущенным и начинает сбивчиво пояснять, что произошла небольшая заминка. Он говорит, что им нужна твоя помощь. Суть эксперимента – как ожидания влияют на выполнение задач. Человек, который должен был рассказывать об ожиданиях от эксперимента, не пришел. В данном контексте ожидание означает, что следующим участникам необходимо сказать, что эксперимент очень интересный. Поэтому исследователь интересуется, не смогу ли я выполнить это задание. Он будет платить 1 доллар за рекомендацию эксперимента. Поскольку сейчас 1959 год и я студент, то, конечно же, не возражаю.
Вы быстро знакомитесь со следующим участником, который собирается выполнить то же самое задание, которое вы только что прошли. В соответствии с инструкцией вы говорите ему, что задание очень интересное. Он улыбается, благодарит вас и исчезает в тестовой комнате. Вы чувствуете небольшой укол сожаления за то, что заставили его надеяться.
Когда к вам подходит экспериментатор, то начинает снова благодарить и воодушевлённо говорит, что большинство людей получают удовольствие от этой задачи и надеется, что мне тоже было интересно.
Затем вы идете в другую комнату, где вас опрашивают по поводу только что проведенного эксперимента. Один из вопросов, насколько интересным он был, заставляет вас остановиться на минуту и задуматься. Теперь уже кажется, что задание было не таким уж и скучным, как казалось вначале. Вы начинаете замечать, что даже повторяющиеся движения катушек и колышков имели определенную симметричную красоту. Да, и всё это было сделано во имя науки. На данном этапе вы уже оцениваете задание как умеренно интересное.
После проведённого исследования вы идете и обсуждаете с другом ваше участие в эксперименте. Он тоже давал наставления студентам перед исследованием. И тут обнаруживаете, что ощущения от эксперимента были почти идентичны, за исключением одного существенного различия. Ему предложили за рекомендацию 20 долларов. Вы вдруг начинаете ощущать, что тут замешан какой-то обман.
Вы спрашиваете друга о задаче с катушками и колышками:
«Это было очень скучно, – отвечает он. – За эксперимент я поставил самую низкую оценку».
«Нет, – настаиваешь ты. – Это был довольно интересный опыт».
Он недоверчиво смотрит на тебя.
Что происходит?
Когнитивный диссонанс.
То, что вы только что испытали – это сила когнитивного диссонанса. Социальные психологи изучали, как мозг справляется с двумя мыслями, которые противоречат друг другу, и как он впоследствии разрешает данное противоречие.
Вы изначально посчитали задачу скучной, но тут вам заплатили за подготовку студентов к исследованию. Вы не из тех людей, которые способны на ложь, и убеждены в своей природной честности. Сумма, которую заплатили, едва ли успокаивает совесть – это было приятно, но не настолько.
Ваш ум решает головоломку просто, он приходит к выводу, что эксперимент был интересным. Ведь и исследователь тоже говорил, что многим он нравился.
Ваш друг не нуждается в ментальных махинациях. Он думает про себя: я заработал хорошую сумму денег, что вполне оправдывает ложь. Задание было скучным и остается скучным, чтобы кто там ни говорил.
После данного эксперимента были проведены многочисленные исследования по когнитивному диссонансу. Вот несколько примеров, приведенных Мортоном Хантом в «Истории психологии»:
Когда предпринимаете попытки стать членом некоего закрытого клуба участников, и чем сложнее установлены барьеры для входа, тем больше будет цениться членство в нём. Если клуб оказывается средненьким, то чтобы устранить диссонанс между усилиями при вступлении в него и реальным положением вещей, мы убеждаем себя в том, что клуб на самом деле фантастический.
Люди интерпретируют одну и ту же информацию совершенно по-разному, в соответствии с собственными взглядами на жизнь. Отстаивая точку зрения по спорному вопросу, мы удобно забываем информацию, которая противоречит нашей теории, а запоминаем ту, которая соответствует ей.
Люди быстро находят оправдание своему поведению, даже если оно явно аморально. Тот, кто ворует на работе, будет утверждать, что работодатель сам виноват, так как он мало платит за работу.