Одна из забавных особенностей начинающих предпринимателей заключается в том, что, хотя они и мечтают принимать важные решения и серьёзные шаги в качестве начальника своего собственного предприятия, когда речь заходит о наборе людей в свою команду, они пасуют и идут на компромиссы. Вместо того, чтобы уделить время и внимание поиску таких людей, которые идеально бы подходили для нового предприятия, они хватаются за первого же соискателя, чьё резюме попадается им на глаза, и кто может изобразить энтузиазм по поводу участия в развитии нового предприятия.
Причём главная причина этого, как по мне, в том, что все эти наниматели просто недостаточно стараются. Хотя казалось бы – все просто, можно выделить несколько простых правил и следовать им. Тогда возможность создать команду свою мечты сразу со старта вырастает во много раз.
Нанимайте тех, кто обладает нужными навыками. Новые предприниматели любят нанимать тех, кто указывает в резюме недостаточное количество навыков или опыта, но компенсирует это все быстрой обучаемостью. Такие энтузиасты хорошо подходят крупным компаниям с базой, которая позволяет выращивать и обучать специалистов, однако они совершенно не подходят для стартаперов, которым вечно не хватает ни на что денег.
Сотрудники, которые будут выполнять то, чего раньше не делали, обречены совершать ошибки. И эти ошибки будут стоить начинающим нанимателям немало, особенно в процентном соотношении. Лучший способ избежать ошибок, которые можно избежать заранее – это нанять людей, которые уже делали то, что нужно вам.
Нанимайте тех, у кого есть нужный опыт. Формирование опыта работы происходит не в зависимости только от времени, как думают многие, но в зависимости от того, чего смог добиться специалист на предыдущем месте работы. Только потому, что человек 10 лет занимал какую-то должность, совсем не значит, что он отличный специалист – и уж точно не значит, что он станет полезным членом вашей команды.
Ещё один критерий оценки опыта – это общая рабочая обстановка. Например, менеджер, который успешно организовывал пиар-компании для крупных брендов, может оказаться в сильном затруднении, если ему придётся организовать промо-акцию для фирмы с ограниченным бюджетом. Так что при рассмотрении резюме обращайте внимание на то, работал ли ваш кандидат с маленькими компаниями и маленькими бюджетами. Кроме того, можете поискать среди соискателей людей с навязчивой идеей организации работы новой команды – они вам очень пригодятся.
Нанимайте тех, кто постоянно соревнуется. Положа руку на сердце: все новые компании должны быть очень агрессивны в борьбе за новых клиентов. Так разве не разумно будет нанимать сотрудников, которые расцветут в атмосфере постоянного, напряженного и жёсткого соперничества? Отличная команда для молодого предпринимателя – это люди, которые принимают вызовы, ненавидят терять клиентов, особенно – если они уходят к конкурентам, и крайне замотивированы на достижение целей, которые перед ними ставит начальник. В течение интервью задайте вопросы, любит ли соискатель спорт или есть ли у него какие-то увлечения, которые предполагают достижение целей в условиях морального или другого давления. Те сотрудники, которые не любят участвовать в жёстких и напряженных соревнованиях, вряд ли будут счастливы работать в вашей компании.
Нанимайте настойчивых людей. Если помнить, что одним из критериев отбора является любовь к соревнованиям, возникает вопрос: стоит ли предпринимателям более внимательно рассматривать соискателей, в резюме которых значится «длинная история побед», причём – во всём, чем бы они не занимались? Совсем не обязательно. Хорошие сотрудники для нового бизнеса – это те, кто умеет адаптироваться к любым условиям или поворотам судьбы. Спросите, например, своего интервьюируемого, как он относится к неудачам и разочарованиям, связанным с работой. В стартап нужны не те люди, которые привыкли брать все наскоком и настолько уверены в собственной успешности, что первое же серьёзное разочарование может выбить их из колеи. В стартапе нужны те, кто может раз за разом подниматься и начинать всё заново.
Нанимайте с испытательным сроком. Это жизненно необходимо для каждого начинающего бизнесмена: возможность быстро и достаточно легко менять людей. Поэтому установите такой испытательный срок, который позволит вам точно установить, насколько ваш новый работник подходит или не подходит для вашей работы. И не обманывайте себя, если ваши ожидания не оправдались: примите это и ищите нового сотрудника.
Один из надёжных вариантов протестировать способности работника – это доверить ему проект, успешность которого будет зависеть полностью от него. И посмотреть на результаты.
И последнее. Самый продуктивный и удобный вариант для сортировки резюме – иметь список ваших главных приоритетов. Это как готовый шаблон: если соискатель не подходит – идите дальше, не задерживаясь. Вы просто не можете себе этого сейчас позволить. И не забывайте, что если вы собираетесь играть в футбол, нанимайте только футболистов, а не других спортсменов – даже если речь идёт о чемпионе по настольному теннису.