Найти тему
Владимир Марочкин о музыке

Как рождался "Круиз"

"Золотой" состав группы "Круиз": Сергей Сарычев, Александр Монин, Валерий Гаина, Всеволод Королюк, Александр Кирницкий.
"Золотой" состав группы "Круиз": Сергей Сарычев, Александр Монин, Валерий Гаина, Всеволод Королюк, Александр Кирницкий.

Осенью 1976 года в Сургуте произошла знаменательная встреча певца Александра Монина с музыкантами молдавского ансамбля «Кордиал», которая положила начало биографии легендарной группы «Круиза».

«Я родился в Венгрии 19 декабря 1954 года, - рассказывал Александр Монин. - Кстати, мой отец служил в эскадрильи под командованием отца Риты Пушкиной, и, как я потом узнал, она тоже там жила, но знакомы мы с ней тогда не были, потому что мы жили в разных гарнизонах. Когда Хрущев начал сокращать войска, моего отца перевели в Россию. Мы жили в Ростове-на-Дону, в Кургане и, наконец, переехали в Омск. Там я поступил в медицинский институт на педиатрический факультет, потому что педиатр может лечить и детей, и взрослых, и я, таким образом, становился специалистом широкого профиля. В медицинском я собрал команду «Солярис», в которой пел и стучал на барабанах. Но в 1976 году басиста группы и моего лучшего друга Кольку Андина выгнали из института. Ну, а я с горя тоже бросил институт.

В начале 1976 года гитарист другой омской группы Володя Ополовников предложил поехать на заработки в Сургут, и 13 февраля 1976 года я устроился на работу музыкальным руководителем в... СНГ. Я проработал там год. Можно сказать, что я прожил в СНГ на год больше остальных наших граждан. Правда, тот СНГ расшифровывался как «Сургутнефтегаз».

Меня зачислили в штат, но у них не было ставки музыкального руководителя, и меня провели как бригадира стропальщиков, а это - самая высокооплачиваемая в Сибири рабочая специальность. Они торопились, потому что хотели к 23 февраля устроить праздничный концерт. Я пробежался по городу, чтобы собрать толковых ребят, и за десять дней сколотил группу. Она тоже называлась – «СНГ». Мы исполняли песни из репертуара «Веселых ребят», «Самоцветов», то есть - общесоюзные хиты тех лет.

Мы играли на танцах в ДК «Геолог». Там была танцевальная веранда, которая вмещала до тысячи человек, но обычно набиралось две тысячи. Я это знаю точно, потому что мы работали на процентах от входа. А распределение процентов было такое: нам - 70%, а ДК - 30%. Билет стоил 1 рубль. Мы «бабки» гребли - никогда потом столько не было! И когда нам в ДК «Геолог» сказали, что распределение прибыли должно стать 60 на 40, мы гордо ушли оттуда.

Александр Монин
Александр Монин

Осенью 1976 года в Сургут из Молдавии приехала группа «Кордиал», (что переводится как «Сердечный»). Мы сразу прослышали, что приехала какая-то круто запакованная команда. Мы и сами были хорошо запакованы, у нас были барабаны «Амати», гитары «Музимы» и три комплекта усилителей «Регент-60». У некоторых столичных команд, приезжавших в Сургут на гастроли, был только один комплект «Регент-60», и они очень бледно смотрелись даже на нашем фоне. А тут у людей - барабаны «Тама», тарелки «Paiste», двухмануальная «Вермона», орган «Лесли Хаммонд» (играть на нем - удовольствие, зато таскать - мученье), а у гитариста - белый, по тем временам совершенно нереальный американский «Телекастер»! Этого было достаточно, чтобы умереть от зависти. Короче говоря, они нас убрали. Руководитель «Кордиала» Марат Кавалерчик на слова Заболоцкого написал рок-оперу «Зодчие» и искал под нее еще одного вокалиста. И когда меня пригласили в эту команду, я долго не упирался...»

«Кордиал» - это клавишник Марат Кавалерчик, гитарист Валера Гаина, барабанщик Всеволод Королюк, басист Александр Кирницкий и три девчонки-вокалистки - Неля Мисаутова, Вера Власова и Маша Томас. Ансамбль родился на свет в конце 1975 года, а в начале 1976-го уже отправился на гастроли в «рок-сити» Сургут.

Группа Монина на танцах в Сургуте
Группа Монина на танцах в Сургуте

Рассказывает Всеволод Королюк: «Когда мы начали выступать в ДК «Строитель», там начался вал, туда собирался весь город и люди набивались, как селедки в бочку. А играли мы то, что играли в Молдавии: Deep Purple, Creedence... Но для Сургута это было будущее! Они вообще ничего такого не знали! Зато мы знали, как надо играть, чтобы люди хотели танцевать, поэтому весь город собирался к нам на танцы!

А параллельно нам в ДК «Нефтяник» на танцах играла группа Саши Монина. Они в основном исполняли популярные эстрадные песни типа «Алешкиной любви» или «Унижаться, любя, не хочу и не буду», поэтому когда мы приехали и стали играть, от них народ стал уходить… Однажды я зашел к ним, а Монин сидит за барабанами и поет какой-то мягкий блюз, а на танцплощадке у них – максимум 15 человек.

Нам тоже приходилось петь на русском языке, и это доставляло мне некоторые неудобства, так как у меня все-таки гундосый голос, хотя его можно назвать и бархатными, и глуховатым. А тут я услышал голос, просто искрящийся светом. И я убедил Марата, что его надо брать.

Я пришел к нему и говорю: «Шура, пойдем к нам петь!» Он говорит: «Сейчас!» Куда-то исчез, а потом появился с двумя бутылками водки: «Давай выпьем!». Налил по граненому стакану. Выпили. Он посмотрел, что я не упал, я посмотрел, что он не упал. И тогда он сказал: «Ну, ладно! Веди меня!»

Марат Кавалерчик прослушал нового солиста и постановил: «Берем!» Когда Монин вошел в программу, мы отправились от треста «Сургутнефтегазпром» обслуживать вахты. Нас туда, километров за пятьсот от Сургута, доставляли на вертолете. А там – болота! Идешь с клавишными – проваливаешься по колено. До сих пор помню те ощущения...»

Группа «Кордиал» путешествует по просторам Советского Союза. Из архива А. Монина.
Группа «Кордиал» путешествует по просторам Советского Союза. Из архива А. Монина.