Блез Паскаль нам известен со школьных лет из курса физики как автор одноименного закона, по которому распределяется давление в газах и жидкостях.
Гораздо менее известным является то, что он был еще и выдающимся христианским богословом, успешно полемизировавшим с иезуитами и оставивший после себя знаменитые «Мысли», которые нисколько не потеряли своей актуальности в настоящее время.
Давайте разберем один небольшой отрывок, который был назван исследователями его наследия «Фрагментом пари».
Этот фрагмент начинается с утверждения, подтвержденного многими философами (в частности, Кантом), что доказать, есть Бог на самом деле, невозможно.
Разум с убедительной степенью достоверности может подтвердить, как то, что Бог есть, так и то, что Бога нет.
Итак, как в любой игре с равными возможностями возникает ситуация: 50 на 50. Что делать? Остается делать ставки, или заключать пари.
Только глубоким людским неразумием можно объяснить то, что многие люди делают ставку на отрицание существования Бога. В результате они проживают свои жалкие жизни в погоне за быстропроходящими удовольствиями и после смерти получают искомое ничто.
Фактически в этой жизненной «игре» они заранее облекли себя на поражение.
Поэтому гораздо более разумным является обратный выбор с попыткой «верное ничто обменять на неверную бесконечность».
Даже если в результате вашего выбора окажется, что Бога нет, вы ничего при этом не теряете.
Ибо вы стремились соблюдать заповеди «несуществующего» Бога, были честными, добрыми, милостивыми и в результате оставили по себе добрую память.
Но зато подумайте, какая невероятная выгода, если ваша 50% ставка на Бога, окажется верной!
Вы приобретаете то, что вам и не снилось – за свою короткую, жалкую, немощную жизнь, в болезнях и трудах – жизнь вечную!
Ту, про которую сказано, что ее и описать невозможно, ибо нет ни в одном языке адекватных понятий.
Но вот здесь, отмечает Паскаль, нас подстерегает большая загвоздка.
До этого мы оставались на уровне разума, однако как только вы начнете склоняться в пользу существования Бога, внутри души подымутся все иррациональные страсти, привычки, хотения, воления…
Вся ваша «самость», как раненый зверь, говорит Паскаль, подымится против вас.
И за этим наступит момент истины. Здесь легко отказаться от своего рационального решения, если оно не подкреплено будет желанием вашего сердца.
Сердце, на самом деле – вещает о Боге, а не разум. И чем чище это сердце, чем меньше в нем эгоизма и самомнения, тем легче вам удастся победить восстание инфернальных иррациональных сил.
И Паскаль советует срочно заняться очищением своего сердца, и тут же приводит диалог с воображаемым собеседником:
«Но вот этого-то я и боюсь! – восклицает собеседник. «Почему? Что вы теряете?.. Что плохого в таком решении (борьбе с собственными страстями)? Вы будете верны, честны, смиренны, признательны, благотворительны, будете искренним настоящим другом. Правда, вы не будете вращаться в зачумленных удовольствиях, среди славы и наслаждений, но разве у вас не будет других удовольствий?»
На этом «Фрагмент пари» прерывается…
Как бы оставляя нас в состоянии неопределенности с возможностью сделать выбор, или "ставку", в любую сторону.