Дарить или не дарить? Тяжелый финансовый вопрос! Под Новый год клиенты, партнеры и сотрудники, как дети, ждут традиционного презента. Может, заказать всем сертификаты на цифровые сервисы? Или сэкономить бюджет, и так потрепанный тяжелым годом? Разбираемся вместе с экспертом.
Знакомьтесь: Антон Верт — владелец рекламно-сувенирной компании vertcomm, основатель самого крупного отраслевого сообщества профессионалов промоиндустрии Gifts Club.
Как настроены клиенты, чувствуется спад заказов из-за пандемии?
— Во время пандемии подарки стали неотделимой частью продвижения компании. День рождения организации или же конференция — всё перешло в онлайн. Люди за несколько месяцев устали от постоянного онлайн-потока, приятный презент из офлайн-мира их радует и согревает. Если говорить о наших клиентах, активность не снизилась, а, наоборот, повысилась. Добавился важный элемент — персональная адресная бесконтактная доставка по всей стране и миру. Вы не представляете, какой это кайф и какие положительные отзывы получают компании, когда сотрудникам, уже несколько месяцев находящимся дома, в дополнение к онлайн-корпоративу приходит приятный презент!
Однажды стало популярно дарить флешки, потом деревянные ящички с вареньем и чаем, в прошлом году появился кофер — разновидность кружки для напитков. В этом году придумали что-то новенькое?
— Если говорить о принципиально новых вещах, то они не появлялись с 2017 года, когда самой главной новостью года был спиннер (о, времена!). Сейчас в моде, безусловно, средства индивидуальной защиты и все, что с этим связано.
Если в начале пандемии, в марте, все было очень строго, то со временем компании начали экспериментировать и добавлять яркие краски и юмор в свои подарки. Так появились маски с яркими принтами, толстовки и футболки с ароматами шашлыка или фруктов. Нельзя не отметить и практичные товары — УФ-лампы с лого, пауэрбанки с функцией уничтожения бактерий, антибактериальные ручки, антисептики с различными ароматами. И да, дарится все не поштучно, а в некий китах и паках, то есть комплектах, это может быть карантин-kit или, например, rewelcome-pack для людей, вернувшихся в офис.
Как бы вы описали достойный подарок под Новый год? Он должен быть полезным или удивлять?
— Достойный — это подарок, который отвечает маркетинговой задаче. Удивлять или радовать практичностью — это каждая компания выбирает сама.
Если говорить о бюджетах, то по статистике, можно выделить несколько вариантов: промо — 1-2 тысячи за подарок, бизнес — 3-5 тысяч рублей, вип — от 5 тысяч. Но вполне реально найти что-то подходящее и за 500 рублей, все зависит от совместной работы мерч-компании и маркетингового отдела со стороны клиента.
Если говорить о тенденциях, то отходят на второй план датированные ежедневники, громоздкие и непрактичные подарки на полку, принты с большим логотипом. В моде — минимализм и практичность. Хотя в некоторых консервативных сферах такие подарки продолжают играть основную роль и выполняют свои функции – подтвердить статус одариваемого, выразить почет и уважение..
Корпоративные подарки заказывают, в основном, крупные компании?
— И небольшие тоже, чтобы сформировать лояльность аудитории. Кофейни, барбершопы, кафе разрабатывают линейку подарков, которые выдаются за накопленные клиентами баллы или же за совершенное действие (первый чек, чек на определенную сумму и т. д.). Главное — понимать, кто ваша аудитория, что ей нужно. Иногда используют свой собственный ассортимент (подарок = пробный продукт), также важна практичность, возможность применения в быту.
Если раньше компания делала роскошные сувениры, а теперь это ей не по карману, как быть: выбрать что-то подешевле, ничего не дарить?
— Подход к подаркам должен быть осознанный. Времена, когда всем дарили по накатанной календарь+дешевый алкоголь+ежедневник+ручка+свеча, проходят. Это уже не отвечает задачам компании, потому что корпоративные подарки — это элемент маркетинговой стратегии. Важно понимать: кто целевая аудитория, какую эмоцию нужно вызвать и так далее, иначе получится холодный и бесполезный подарок. Если нет возможности побаловать ЦА роскошным сувениром (опять же, что такое «роскошный» и какие задачи он решает?), то обратите внимание на посыл и эмоции и замените чем-то другим, что достигнет тех же результатов. А дарить просто по накатанной точно не стоит.
На какие вопросы должен ответить руководитель компании, HR или тот сотрудник, который занимается корпоративными подарками, чтобы правильно их подобрать?
— Вот, что мы выясняем, когда формируем предложения для наших клиентов.
Позиция — если уже есть понимание, что хочется, например, подборку пауэрбанков или носков; тираж, бюджет на единицу продукции или общий бюджет, дата сдачи готовой продукции, макет логотипа для нанесения, нужно ли разработать дизайн, повод для подарка, описание ЦА, цель подарка. А еще важно: какие подарки дарили ранее, какие получили хороший отклик, какие НЕ предлагать (есть корпоративные табу, ограничения по брендбуку), делаем акцент на пользу или на идею?
Чем больше вводных при начале подготовки предложения, тем более качественный результат. И не страшно, что в самом начале, возможно, нет четкого понимания что и зачем дарить. Совместным мозговым штурмом это преодолевается весьма быстро.
Поделитесь кейсами интересных и бюджетных подарков?
— Например, мы делали наборы для сотрудников. Основная задача была — сказать «большое спасибо!» за 3 месяца работы на удаленке. Комплект из конфет Merci и небольших практичных подарков обошелся около 500 рублей за бокс плюс 150-200 рублей за доставку. Другой пример — времен первого локдауна. Тогда закрывали все, что только можно, в магазинах скупали продукты долгосрочного хранения. Маркетинговый отдел компании нашего клиента решил обезопасить сотрудников, чтобы они лишний раз не выходили на улицу, и одновременно подбодрить и занять чем-то на самоизоляции. Что же это было? Набор карантинщика в сумке-шопере: брендированная гречка, соль, макароны, тушенка + фартук и прихватка для кухни с лого клиента. Стоило это около 800-900 рублей плюс доставка. Результат получили отличный: многие сотрудники выложили в социальных сетях свои наборы, а также кулинарные изыски — оказывается, из тушенки и гречки можно много чего сделать!