Знаменитая Ока (номенклатурный номер ВАЗ-1111) или "бешенная табуретка", как ее прозвали в народе, - отличный для своего времени и назначения автомобиль. Для небогатых россиян: пенсионеров, инвалидов или молодёжи это был самый доступный автомобиль, который не тянул карман и почти не ломался.
Неприхотливая окушка полюбилась россиянам: ее непрерывно выпускали на протяжении двадцати лет. Общий тираж модели составил почти миллион автомобилей.
Со временем "Ока" стала морально устаревать. И касалось это не только технической части, с ней изначально всё было предельно понятно: просто и дешёво. По большей части "Ока" старела в плане дизайна.
Тогда в начале 90-х руководство АвтоВАЗа решило взяться за модернизацию народной любимицы. А по сути стали изобретать велосипед: потратили несколько лет на создание совершенно другого кузова и переработку интерьера.
На дизайн денег хватило, а но перестройку производственных линий - нет. Поэтому Ока-2 свет так и не увидела: собрали лишь несколько десятков опытных образцов.
Самое интересное, что АвтоВАЗ сделал выводы. И третью Оку начал планировать не с нуля, а на основе Лады Калина. По сути Ока стала ее укороченным вариантом. Хотя и без сложных переработок не обошлось. О них - ниже.
ВАЗ-11174 - это родная сестра Лады Калины, который унаследовал базу, фирменный стиль, оптику и салон. Машину сделали трёхдверной, укоротили на целых 20 сантиметров, а вот двери сделали более массивными и длинными - на 15 сантиметров больше калиновских.
Это чтобы на задний ряд садиться было удобнее. Кстати, три человека там бы никак не поместились: диван стоит на арках и слишком узкий. Влезут максимум два стройных пассажира.
В моторном отсеке у ВАЗ-11174 стоял двигатель объёмом 1.4 литра и мощностью в 89 лошадиных сил. Достойно для небольшого трёхдверного автомобильчика.
Несмотря на тотальное удешевление Калины, этот проект тоже не был реализован. Такое ощущение, что маркетологи АвтоВАЗа просто задушили его: ведь тогда народ активнее бы покупал именно коротышку ВАЗ-11174 (Ока-3), а не более дорогую Калину.
Очевидно, что Ока-3 вышла лучше второй версии и могла бы вызвать бум на рынке автомобилей в России и СНГ.