Если абсолютное большинство российских фильмов жанра мистики и хоррора подвергается жесткому и справедливому разносу со стороны зрителей и критиков, то «Прикосновение» - признается многими успешным опытом работы на данной ниве. По утверждению актера Николая Аверюшкина, фильм преподают во ВГИКе, как пример успешного создания хоррора с минимумом технических возможностей.
- Режиссер: Альберт Мкртчян
- Сценарий: Андрей Горюнов
- В ролях: Александр Зуев, Марьяна Полтева, Николай Аверюшкин, Станислав Житарев
Следователь Андрей Крутицкий (Александр Зуев) занимается расследованием странного дела: мать убила своего ребенка, а потом покончила с собой. Мужчина, с которым встречалась покончившая с собой женщина, утверждает, что на убийство и самоубийство несчастную толкнул ее отец. Но проблема в том, что отец погибшей уже 12 лет как умер. Вскоре и сам ухажер сводит счеты с жизнью. Андрей знакомится с сестрой погибшей, Мариной (Марьяна Полтева), и та тоже его уверяет, что к покойно приходил умерший отец. Более того, Марина уверяет, что отец приходит и к ней самой…
Хотя на различных ресурсах фильм часто относят к ужасам, я бы все же предпочел классифицировать его, как мистический триллер. «Прикосновение» интересно сразу по нескольким причинам. С одной стороны, картина снята в несвойственном тогдашнему отечественному кинематографу жанре. С другой же стороны, по понятным причинам, наши режиссеры и сценаристы тогда еще не успели «нахвататься западного опыта», а потому картина выглядит «по-советски», что для меня является несомненным плюсом, особенно на фоне последних попыток российского кинопрома снять ужасы «а-ля Голливуд» (см. «Пиковая дама», «Яга» и т.п.).
Сюжет картины подошел бы для произведений Кинга, а еще его можно было бы развить в целую франшизу, вроде «Пункта назначения». Картине повезло, что ее успели снять до момента, когда кинопроизводство, как и всякое другое производство на просторах бывшего СССР, фактически встало. Тогда же, в 1992 году, режиссеры, сценаристы и прочие кинодеятели пытались осваивать новые горизонты, ориентируясь в основном, конечно, на Голливуд.
И хотя у фильма есть ряд недостатков, условностей и клише, все же по части построения повествования он даст форму почти любому отечественному конкуренту. Примечательно, что саспенс достигается путем «хичкоковских» приемов: музыки, работы оператора, игры актеров. Спецэффекты же практически полностью отсутствуют. По общему мнению, одной из самых удачных находок стал «говорящий портрет» с пронзительным взглядом. Лицо на портрете принадлежит актеру Андрею Дударенко («Мой друг Иван Лапшин» (1984), «Холодное лето пятьдесят третьего…» (1987)).
Главным же условным минусом фильма можно назвать плохое качество картинки. Увы, это беда многих советских картин, а особенно отечественных фильмов 90-х. Последние вообще порой снимались на откровенно паршивую пленку. Печально, что реставрации удостаивается лишь малая часть нашего кинематографического наследия.
Спонсировал съемки некий меценат, так что «Прикосновение» - это сугубо частная история. Съемки проводились в Москве и Ялте.
Режиссером фильма стал Альберт Мкртчян, за плечами которого были картины «Опекун» (1970), «Земля Санникова» (1973) и «Лекарство против страха» (1978). Мкртчян признался, что в мистику не верит, но снял «Прикосновение», так как понравился сценарий. При этом, по словам режиссёра, мосфильмовские коллеги его отговаривали от работы над картиной именно по суеверным соображениям. Одним из тех, кто смотрел на затею Мкртчяна с опаской, был актер Михаил Козаков, который, к слову, сам играл в мистическом «Господине оформителе».
Исполнитель главной роли Александр Зуев признался, что фильм целиком никогда не смотрел. И даже на премьере в «Доме кино» ушел с показа в бар. По словам актера, тема, которой они коснулись в кино «очень серьезно отомстила практически всем, кто принимал участие в создании этого фильма».
Со слов Александра Зуева, почти у всех, кто работал над картиной, случались какие-либо неприятности, либо что-то происходило с их друзьями и родственниками. Так, у самого актера в период съемок несчастье приключилось с бабушкой, которая упала и сломала шейку бедра. А перед первым съемочным днём у помощника режиссера девушка покончила жизнь самоубийством. Ничего не подозревавшие о трагедии актеры и съемочная группа напрасно тогда ждали помощника с тарелкой, которую по традиции разбивают в первый день съемок.
На съемках в Ялте погиб каскадер – разбился при выполнении трюка с падением со скалы.
На роль Марины изначально утвердили Анну Самохину, проводились репетиции с Александром Зуевым. Но, со слов Зуева, «стараниями некоторых личностей» Самохину от роли отстранили, а режиссера поставили перед фактом, что актриса играть в его фильме «не может». Как-то повлиять на ситуацию Мкртчян не мог.
Тогда на роль пригласили Александру Захарову. Но в ночь перед своим первым съемочным днем актриса попала в больницу с двухсторонним воспалением легких.
В срочном порядке пришлось искать замену, которой в итоге оказалась Марьяна Полтева, ради съемок в фильме прервавшая отдых в Крыму.
В целом же, по словам Зуева, на съемках царила напряженная атмосфера, и не он один придерживался мнения, что связано это было с тематикой фильма. Впрочем, Николай Аверюшкин пессимизм Зуева, судя по всему, не разделяет. Он считает «Прикосновение» своей большой творческой удачей.
«Одной из своих удач считаю роль Сергея в мистическом фильме «Прикосновение», снятом Альбертом Мкртчяном. Именно эта работа преподается во ВГИКе как пример того, как надо снимать мистические фильмы без особых технических приспособлений, именно с помощью внушения игры актеров».
- Николай Аверюшкин, источник - интервью vm.ru
Альберт Мкртчян признавался, что успех картины стал для него неожиданностью. Несмотря на то, что «Прикосновение» редкий гость телеэфира, у картины много положительных отзывов, а рейтинги на «Кинопоиске» и imdb.com составляют 6,9/10. В 1999 году «Прикосновение» демонстрировалось на кинофестивале в Карловых Варах. В 2014 году актеры Александр Зуев и Николай Аверюшкин за свои роли в фильме были отмечены премией «Капля» за вклад в развитие жанра хоррор.
«Это парадокс! Я не приветствую жанр «хоррор». И вдруг я получаю за него премию! А за то, что я люблю – музыку, песни, комедии – я ничего не получаю…» Николай Аверюшкин.
- Николай Аверюшкин, источник - интервью Европа.ру
В 1995 году вышла книга Фридриха Незнанского «Частное расследование», первая часть которой носит название «Прикосновение» и сильно повторяет сюжет картины с той разницей, что Незнанский заменил мистическую составляющую на научно-фантастическую. В Интернете даже встречал ошибочное мнение, что произведение Незнанского – первоисточник, по мотивам которого поставлен фильм. Мкртчян счел творение писателя плагиатом.
Из интервью Мкртчяна: «Года 2 назад был в Сан-Франциско, мне звонят друзья и говорят: «Сейчас по телевизору твое «Прикосновение» показывают». Я взял кассету и записал фильм с американским диктором. И так странно совпало, что буквально в эти же дни американцы крутили мою картину «Земля Санникова». Я и этот фильм записал. Привез в Россию, пошел в Госкино. Спрашиваю: как же так - наши фильмы крутят, а мы ни копейки не получаем? Как же с охраной авторских прав? Они обещали разобраться, но воз и ныне там».
- Альберт Мкртчян, источник - интервью eg.ru
Так уж сложилось, что «Прикосновение» стало последней работой Альберта Мкртчяна, хотя в интервью он говорил, что работает над комедией «Не ходите дети в Африку гулять», даже ездил в Кению в поисках мест для съемок. Наверное, трудные времена не позволили реализовать задуманное. В 2007 году режиссер умер.
Спасибо, что дочитали до конца!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- Фильмы ужасов 2020 года
- Фильмы ужасов 2019 года, которые стоит посмотреть
- Триллеры 2020 года
Ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!