Найти в Дзене
Würger

Пёстрые птицы Великой войны

Красочное «оперение» самолётов Первой мировой стало притчей во языцех. Сейчас для художников настоящее раздолье: в интернете множество рисунков, изображающих тогдашние боевые машины.
Ярко красить и разрисовывать свои самолёты пилоты начали ещё в мирное время; главная цель, которая при этом преследовалась - идентификация конкретного лётчика. Во время войны приметная раскраска предназначалась для

Красочное «оперение» самолётов Первой мировой стало притчей во языцех. Сейчас для художников настоящее раздолье: в интернете множество рисунков, изображающих тогдашние боевые машины.

Ярко красить и разрисовывать свои самолёты пилоты начали ещё в мирное время; главная цель, которая при этом преследовалась - идентификация конкретного лётчика. Во время войны приметная раскраска предназначалась для «считывания» и своими, и противниками.

Конечно, сразу вспоминается неофициальное название легендарного подразделения, которым командовал Манфред фон Рихтгофен – «летающий цирк». Есть не одна версия происхождения этого названия, но самая популярная связана именно с яркой раскраской самолётов (самым примечательным и знаменитым из которых был, естественно, красный истребитель самого Рихтгофена). Но стоит отметить, что в то время уже и другие части германских ВВС использовали броские цвета для оформления. Наиболее вероятной представляется версия, связанная с мобильностью 11-й эскадрильи и тем, что лётчики жили в палатках, так что их лагерь действительно напоминал цирк-шапито. Однако можно считать, что эти факты очень удачно взаимно дополняют друг друга.

Самолёты 11-й эскадрильи (Jasta 11), истребитель Манфреда фон Рихтгофена - второй в ряду
Самолёты 11-й эскадрильи (Jasta 11), истребитель Манфреда фон Рихтгофена - второй в ряду

В те годы начинается история не только дизайнерских ливрей, но и живописного оформления фюзеляжей самолётов. Оно носит английское название nose art – из-за того, что рисунок размещается, как правило, на носу (англ. nose) машины. Пожалуй, самым распространённым и известным мотивом являются оскаленные акульи морды, а в 2020-м году пандемия привнесла новый тренд: некоторые авиакомпании рисуют на носах своих лайнеров защитные маски.

В первую мировую войну лётные подразделения имели свои установленные официальные знаки отличия, наносимые на фюзеляж. Однако лётчики стремились добавить к обязательным элементам собственные рисунки, для придания большей индивидуальности.

-3

Что характерно, командование этому не препятствовало. Считалось, что украшение самолёта рисунками отвлекает пилотов от рутины и однообразия военной службы. Кроме того, резонно считалось, что рисунки на самолетах отражают тёплые воспоминания о доме и мирном времени, что было хорошей психологической защитой от смертельных опасностей войны.

Некоторые пилоты писали на фюзеляже имена своих возлюбленных или боевые девизы.

Вот показательный пример - чей-то истребитель Albatros D.III, захваченный англичанами и перекрашенный соответствующим образом, а на нём - имя любимой девушки.

-4

А есть ещё более яркий пример. Так, эмоциональная и загадочная надпись «Lo!» на истребителе немецкого аса Эрнста Удета – это сокращённое имя его невесты Элеонор Цинк.

Вот эта надпись:

-5

А вот сама Элеонор вместе с Эрнстом:

-6

А на хвосте машины красовалась залихватская фраза: «Du doch nicht!» - в приблизительном переводе означающая: «Не возьмёшь!» или «Хрен тебе!». Что ж, это вполне соответствовало действительности: Удет был виртуозным, удачливым и дерзким боевым лётчиком – он одержал 62 победы и стал вторым по результативности после Красного Барона.

-7

Считается, что первенство в области nose art принадлежит итальянцам и немцам. В 1913 году лётчики итальянского военно-морского флота украсили нос летающей лодки изображением морского чудовища. Вслед за этим немецкие лётчики в годы Первой мировой войны стали изображать под пропеллером зубастую акулью пасть.

Например, как здесь:

-8

А ещё один немецкий ас, Вернер Фосс, украсил свой Fokker Dr.I спереди, над винтом, лаконичным и выразительным рисунком: глаза и сердито сдвинутые брови.

-9

Кроме того, на фюзеляже присутствовало изображение сердца и свастики: в ту пору она ещё не была запятнана мрачными ассоциациями и считалась символом, приносящим удачу и везение – что, конечно же, в бою немаловажно. Вскоре свастика была обрамлена лавровым венком: Вернер Фосс был одним из самых одарённых немецких истребителей и четвёртым по результативности, хотя его боевая карьера продлилась всего лишь 10 месяцев.

-10

Во время поиска иллюстраций к статье автору также попалась на глаза и вот такая фотография:

-11

Жаль, но имя лётчика установить не удалось, лишь его принадлежность к 5-й истребительной эскадрилье. Ситуация получается в чём-то даже настраивающая на философские размышления: видимо, художественные дарования неизвестного пилота оказались всё-таки более впечатляющими, чем боевые, но это тоже сослужило свою службу – по прошествии долгих лет даже имя человека стёрлось, а но память о нём всё-таки осталась - благодаря сказочному змею на фюзеляже машины.

Любопытно, как с первыми образцами nose art связана эмблема одной из самых знаменитых марок автомобилей: итальянский ас Франческо Баракка изобразил на фюзеляже своего самолёта вздыбленного коня, который являлся гербом аристократической фамилии Баракка. Другом лучшего из итальянских из итальянских истребителей был Энцо Ферарри – и он сделал этот рисунок символом гоночных автомобилей, которые начал производить в 1947 году.

-12

Существует мнение, что рисунки на самолётах - это продолжение европейских рыцарских традиций геральдики. Эту версию в своё время озвучил Калифорнийский искусствовед и антиквар Брюс Херман.

«Пилоты времен Первой Мировой войны чаще всего сами принадлежали к древним дворянским родам и, возможно, всерьёз воспринимали себя как новых рыцарей. У них даже был свой особый рыцарский «кодекс чести» (по крайней мере, поначалу, когда самолёты почти не несли вооружения, и для методичного истребления противника в воздушном бою просто не имелось технической возможности – прим.авт.). Во времена Средневековья рыцари раскрашивали свои щиты, рисуя на них семейный герб. Именно здесь стоит искать истоки традиции росписи военных самолётов», - говорит Херман.

Это суждение выглядит обоснованным даже со скидкой на то, что не все пилоты могли похвастаться благородным происхождением. Как известно, времена больших потрясений, такие, как войны, дают толчок зарождению новых элит, одни люди гибнут, а другие получают возможность проявить себя. Так что, вероятно, у многих лётчиков, расписывающих свои машины, присутствовало желание отличиться ещё и визуально, продемонстрировав и утвердив свой индивидуальный стиль и символ.

Спасибо за внимание, друзья!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить ничего интересного