Автор проекта IN YOUR MOCCASINS Янина Урусова — о том, почему люди с инвалидностью — лучшие антикризисные коучи
Инклюзивный проект IN YOUR MOCCASINS появился в апреле 2020 года, в разгар «первой волны» пандемии коронавируса, и это не случайность. Его автор — социальный предприниматель, сооснователь проекта про инклюзию в моде Bezgraniz Couture Янина Урусова уверена, что люди с инвалидностью — настоящие эксперты по преодолению кризисных ситуаций. В своих интервью IN YOUR MOCCASINS они делятся стратегиями борьбы со страхом перед завтрашним днем, размышлениями об изоляции и принятии новой реальности. О том, что такое «ребрендинг» инвалидности и почему проект IN YOUR MOCCASINS особенно актуален сейчас, Янина Урусова рассказала в интервью Plus-one.ru.
— Первый и, наверное, традиционный вопрос: как начался этот проект? Какие цели вы перед собой ставили?
— В марте отменились все офлайн-проекты, которые я запланировала на этот год. Тогда, как и многим из нас, мне удалось успокоиться, сконцентрироваться, и изнутри меня родился этот проект. Мысль о его создании пришла вот как: в начале пандемии СМИ в Германии, Англии, Америке стали говорить о людях с инвалидностью как о группе риска. Но из десятилетнего опыта я знаю, что люди, живущие с инвалидностью, часто давали мне силу двигаться дальше. Тогда я решила перевернуть ситуацию, поговорив с ними именно как с экспертами по преодолению кризисных ситуаций, длительных периодов неопределенности.
— Есть ли какие-то коммерческие цели у этого проекта? Как он будет развиваться в будущем?
— У проекта нет коммерческих целей, но есть спонсоры в России и Германии. Первый этап проекта — восемь интервью — завершен, но планируется второй — в формате социального франчайзинга. Я хочу предложить всем желающим сделать такие же видео, используя вопросы, дизайн и компетенции проекта. Лучшие интервью мы разместим на канале проекта в YouTube. Мне очень важно, чтобы как можно больше людей без инвалидности поговорили с людьми с инвалидностью на равных в рамках актуального формата видеоблога. Мне кажется, что как раз для молодых людей это будет интереснее, чем классическое волонтерство или интервью традиционным СМИ. Я веду переговоры о сотрудничестве с Высшей школой экономики, с немецкими партнерами. Хотелось бы, чтобы к проекту присоединились другие вузы. Я готова к сотрудничеству.
— В описании проекта вы говорите, что он создан в концепции ребрендинга инвалидности. Что это значит?
— Понятие «ребрендинг инвалидности» я сформулировала в 2014 году, когда подавала проект «Акрополь: как я нашел свое тело» на конкурс «Серебряный лучник». Смысл в том, чтобы посмотреть на феномен «инвалидность» с точки зрения маркетинга, как на продукт. И если подходить к нему с этой точки зрения, то получается, что он не хороший и не плохой, а просто упакован так, что его не хочется «есть», поскольку он воспринимается негативно. Тут играют роль и социальные стереотипы, и устройство реабилитационного обслуживания. Вообще, это общемировая история, то есть это не только про Россию. Но что будет, если сделать ребрендинг этого «продукта» и показать инвалидность с другой стороны? Представить не как маргинализированную группу, а показать людей с инвалидностью как греческих богов? Пригласить лучших пиарщиков, фотографов, стилистов и кураторов к сотрудничеству? Перенести мероприятие с периферии в центр внимания: устроить выставку прямо в центре Москвы, рядом с Кремлем, в модном пространстве Telegraph?
Создать «ага-эффект», эффект неожиданности: ведь мы считаем, что греческая скульптура, дошедшая до нас лишь частями, — это красиво, это основа европейской цивилизации. Но нас не научили так же смотреть на людей с инвалидностью, которые встречаются нам в повседневной жизни, на улице или на работе. И как вообще говорить на эту тему? Не где-то в социальных СМИ, а в крупных глянцевых журналах — Harper’s, Vogue и др. Устраивать не социальные показы мод, как это было раньше, а приглашать людей с инвалидностью на Mercedes-Benz Fashion Week, где они будут демонстрировать крутую одежду, разработанную специально для них как будущих клиентов студентами Британской высшей школы дизайна. То есть происходит репозиционирование «продукта» из категории «бедный, несчастный» в категорию хорошего, «умного» дизайна, чего-то по-настоящему крутого.
— Чем эта история важна для участников ваших проектов?
— Для участников моих проектов это важно, потому что это изменяет их отношение к себе. Когда они видят себя красивыми, в центре внимания на подиуме, когда их снимают известные fashion-фотографы, это повышает самооценку, значимость, самоценность. Они становятся ролевыми моделями для всех — независимо от того, есть ли у вас инвалидность или нет. И это крайне важно, потому что всем нам нужны примеры для подражания в жизни.
— Какие советы ваших собеседников могут пригодиться человеку в ситуации пандемии коронавируса?
— Мои гости поневоле прошли своего рода випассану (медитативная практика в буддизме — Прим. ред.) или какую-то духовную практику, связанную с физическими ограничениями, болью и искусством маленьких шагов. Когда мы с вами отправляемся в такое приключение, то делаем это специально для того, чтобы выйти на новый уровень сознания, найти гармонию, понять смысл своего существования. Мои гости были вынуждены долгие месяцы лежать на больничной койке без движения в надежде, что они встанут и пойдут или не ослепнут, проходить «медитацию» на смирение и концентрацию на моменте. И те, кто прошел этот путь, задаваясь не вопросом «за что мне это?», а «чему это может меня научить?» — то есть не с пассивной позиции жертвы, а из активной позиции ответственности за свою жизнь, — могут стать для нас настоящими лайф-коучами и дать полезные советы, как проходить этот темный коридор, когда дверь в прошлое уже закрылась, а выход еще не найден. В сущности, на таких историях построен проект TED: 90% выступлений — это истории про неудачи и заблуждения и о том, как человек вышел из этих ситуаций в новом качестве, приобрел бесценный опыт. Герои нашего проекта — ровно про то же. Какие советы стали для меня особенно важными? Спроси: «Чему эта боль хочет меня научить?» Попробуй посмотреть на ситуацию позитивно, даже если кажется, что это невозможно. Вставай и делай. Не получается, нет сил? Отдохни и делай снова. Перестань относиться к себе, как к хрустальной вазе. Лучше — с юмором или иронией. Возможно, не в самый темный момент, но «до» и «после». Отдохни, вставай и делай снова. Ты делаешь это только для себя. Что ты готов сделать, чтобы твоя жизнь стала лучше? Отключись от социальных сетей. Не строй грандиозных планов. Учись искусству маленьких шагов. Именно в них — начало и сила, если делать их с любовью и благодарностью. Запасись терпением и знай, что через две недели все станет лучше. Вставай и делай. Не останавливайся.
— Ваш проект — международный. Как меняется отношение к людям с инвалидностью от страны к стране? Есть ли разница в восприятии их обществом?
— Мои собеседники живут в России, Германии, Казахстане, Малайзии. Это страны с очень разными предпосылками — и по уровню доступности городской среды инфраструктуры для людей с различными видами инвалидности, и по социальному устройству, и по благосостоянию населения. Тем не менее их объединяет устаревшее восприятие людей с инвалидностью. Их воспринимают в рамках социальной модели, то есть с точки зрения интеграции в общество, или модели медицинской — что им надо помогать с лечением. Сейчас формируется новая модель, которую можно назвать «рыночной», когда человек с инвалидностью и его окружение становятся клиентами.
— Где наиболее сильна поддержка государства?
— Наиболее сильная поддержка государства — скорее, в Германии. Но, что бы ни говорили, в России она тоже весьма существенная, а еще здесь появилась целая плеяда активных молодых людей с инвалидностью в профессиональной сфере, в социальной жизни, в медийном пространстве. Они видны обществу и таким образом создают новый позитивный — «нормальный» — взгляд на инвалидность в целом.
— Есть ли что-то, что объединяет всех ваших собеседников? Как именно вы их отбирали?
— Мне нужно было провести параллель с ситуацией, когда нас всех в начале года внезапно остановили меры по борьбе с коронавирусом. Мы неслись в бешеном ритме, а потом как бы врезались в стену на полном ходу. И я хотела найти героев, у которых была бы такая же история: когда-то, до аварии или болезни, они были успешны, полны планов, после чего были «выключены» из этой жизни на несколько лет, а затем вернулись в нормальную жизнь в «новом» теле, с новым знанием о себе. Мои гости уже отрефлексировали то, что с ними происходило, и могут об этом рассказать, поделиться опытом и, как коучи, помочь нам преодолеть непростой период и выйти из него в новую жизнь лучшей версией себя. Почти все мои собеседники — мои знакомые. А те, кого я лично не знаю, пришли через друзей и знакомых, через спонсоров и партнеров.
- Читайте больше материалов по теме на сайте: https://plus-one.forbes.ru/
— Ваш проект делает инклюзивная команда. Как мне кажется, во многом российское общество не готово к тому, чтобы трудоустраивать людей с инвалидностью. Что необходимо сделать, чтобы это изменить?
— Мне было важно, чтобы проектом занималась инклюзивная команда. Поэтому я сразу обратилась к команде Everland, потом люди стали приходить сами. Про преимущества или недостатки говорить сложно. Но лучше всех это сформулировала сооснователь Everland Айслу Асан: «Если я профессионал и эффективно, быстро и хорошо работаю, то какая разница, как я делаю свою работу — руками, ногами или лежа». Важнее, как мне кажется, другое: в последнее время многое делается для «трудоустройства людей с инвалидностью». Вслушайтесь в эту формулировку. Этот посыл — неправильный сам по себе. Важно говорить о профессионалах, у которых есть дополнительная, а иногда и основная квалификация — умение преодолевать кризис, фокусироваться на результате, быть гибким, искать нетрадиционные пути решения, быть нацеленным на результат, не сдаваться, быть эмпатичным. Ну и, last but not least, — быть экспертом в цифровых технологиях. И текучки среди сотрудников с инвалидностью меньше, не потому, что им некуда идти, а потому, что если они что-то делают, то не только ради того, чтобы заработать денег, но и с удовольствием, потому что давно поняли, что надо делать то, что считаешь для себя важным.
— Истории ваших собеседников берут «за живое», не оставляя равнодушными. Как интервью и проект в целом повлияли лично на вас? Стали ли вы задумываться о чем-то, о чем раньше не думали? О чем именно?
— Два с половиной года назад я переехала из России в Германию, и в связи с этим было много переломных моментов. Пришлось заново преодолевать культурный и языковой барьеры, несмотря на то, что в Германии я, по сути, дома — уже почти 30 лет: я жила здесь десять лет до возвращения в Москву в 2001 году, защитила диссертацию на немецком языке, работала. Был еще перелом профессиональный: ведь в Германии никто не знает про проекты, которые я делала в России, да и вообще про все те крутые социальные и медийные проекты, которые все мы с вами делаем в России. Пришлось начинать все сначала, собирать себя по частичкам заново, выстраивать с нуля, несмотря на то, что дома я уже состоялась как профессионал. Это не быстро, адаптация длительная, и чем-то похоже на те процессы, которые проходят мои собеседники. В какой-то момент я поняла, что истории, которые они рассказывают, — и про меня, и для меня тоже. Этот проект стал для меня возможностью понять саму себя, понять, что со мной все в порядке, и я просто прохожу естественный путь, который длится от трех до пяти лет. И надо двигаться маленькими шагами. Как и «Акрополь», IN YOUR MOCCASINS — это очень личная история про принятие себя и разрешение себе быть собой.
Читайте больше материалов по теме на сайте: https://plus-one.forbes.ru/
Автор: Александра Ходонова
Фото: Елена Каширская
Ставь лайк и подписывайся на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы!