Дональд Трамп входит в тот небольшой круг американских президентов, кто не начал ни одной войны. Но имеет все шансы оставить её «в подарок» своему преемнику — Джозефу Байдену.
Положить начало новой войне способна гибель «отца иранской атомной бомбы» Мохсена Фахризаде, ответственность за которую Тегеран уже возложил на США и Израиль. Глава Центра исследований при министерстве обороны Ирана, осуществлявший также и руководство над секретным проектом «Амад», в рамках которого проводились работы по разработке и испытаниям ядерной боеголовки для баллистических ракет, угодил в засаду. Автомобиль охраны из его эскорта был взорван, а его машина — изрешечена пулями.
Ликвидация Фахризаде выглядит как возобновление серии убийств и покушений на иранских учёных, имевших отношение к ядерным программам, которая была прервана практически на девять лет. Устройством, помещённым на мотоцикл, был взорван автомобиль профессора Тегеранского университета Масуда Али Мохаммади в 2010 году. В том же году погиб и профессор университета Бехешти Маджид Шахрияри, тяжело ранен Ферейдун Аббаси Давани — специалист в области лазерной физики. Спустя два года был убит Натанз Ахмеди Роушани. Руководство этими операциями осуществлялось США и Израилем. Последние произошедшие события ни Вашингтон, ни Тель-Авив пока не комментировали.
Чтобы почтить память погибшего учёного в Иране объявили 40-дневный траур, а Верховный правитель Али Хаменеи, который согласно местной «табели о рангах» имеет положение выше президента страны назвал Мохсена Фахризаде мучеником и пообещал, что месть настигнет виновных в совершении преступления. На Западе, да и в самой Америке, полагают, что причастны могут быть как Дональд Трамп и Биньямин Нетаньяху, так и саудовский кронпринц Мухаммед бин Сальман. Даже если предположить, что США саму операцию не организовывали и участия в ней не принимали, сказать, что ничего не знали о ней, нельзя.
Если же свою лепту в покушение внёс и Дональд Трамп, то он мог преследовать этим несколько целей. Во-первых — продлить жизнь своему политическому курсу и сделать невозможным возвращение к заключению ядерной сделки с Тегераном. Во-вторых, он мог руководствоваться желанием напоследок насолить своему приемнику Джозефу Байдену. Помимо этого теракт мог понадобиться для дестабилизации обстановки в регионе. Однако сенатор Алексей Пушков полагает, что Иран не станет давать повод для нападения и не прибегнет к демонстративным вариантам ответа. Хотя и нельзя исключать, что ликвидация учёного является вовсе не провокацией, а первым актом самой войны.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"