На минувшей неделе любители спорта Абакана обсуждали два события. Оба с привкусом легендарности и некоторой грусти. Об этих же событиях говорили и в любом другом городе планеты, ибо несут они на себе печать всемирности. Смерть Марадоны и поединок Тайсона против Джонса-младшего. Как же, вроде бы, безмерно далеки эти имена от нашего сибирского городка, но сколько местных мальчишек росли, стараясь быть похожими на этих гениев? Вот и давайте уделим им несколько минут чтения.
Прощай, Диего…
«Ты что творишь? Ты, Марадона недоделанный!» Эту фразу — от тренеров, от товарищей по команде — наверняка слышал каждый мальчишка, влюбленный в футбол. И это, пожалуй, главное признание гения Диего Армандо. Одно дело, когда сравнением с тобой хвалят, совсем другое — когда твое имя вспоминают, если надо кого-то пристыдить.
Он ведь действительно был гением. Богом футбола. Одним из немногих, кому удалось оказаться в Пантеоне. И, как любой олимпийский бог, он был подвержен земным страстям. Удивительное сочетание таланта и полного отсутствия самоконтроля. Такие футболисты встречаются и сегодня — Куарежма, Арнаутович, Балотелли, но лишь Марадона, несмотря на все свои недостатки, смог стать легендой. Он был гением «Наполи» и сборной Аргентины. Пылил в «Барселоне» и «Севилье». И везде оставил свой след.
Марадона мог позволить себе отказаться от ста миллионов долларов, которые были ему предложены за то, чтобы он оформил второе гражданство США. Мог пристыдить Папу Римского, напомнив ему о золотых крышах Ватикана, когда Папа говорил о том, как важно помогать бедным детям: «Черт возьми, продай крышу, сделай хоть что-нибудь!»
Он был влюблен в Че Гевару, называл другом Фиделя Кастро, ненавидел Великобританию за разгром Аргентины в Фолклендской войне. Месть британцам стала, пожалуй, самым ярким эпизодом карьеры Диего. В четвертьфинале чемпионата мира он сначала забил рукой, которую потом назвали рукой Бога. А спустя минуты, чтобы утихомирить будущих критиков, забил лучший гол XX века, обыграв полкоманды соперника: «Кто-то сказал, что мы просто грабим англичан. Я ответил поговоркой: те, кто обворовывают вора, могут рассчитывать на полное прощение».
И в этом бесконечном противоречии был весь Марадона. Он выходил на матчи после бессонных ночей в компании девушек, наркотиков и алкоголя — и творил чудеса. Что его спасало? Пожалуй, невероятная, нечеловеческая любовь к футболу. Именно футбол был главной страстью его жизни. Страстью, перед которой пасовали любые другие радости и удовольствия. Найдите время и посмотрите видео с тренировки Диего Армандо. С каким щенячьим восторгом он катается в грязи!? С каким мальчишечьим удовольствием исполняет сложнейшие акробатические этюды!?
Сегодня футбол другой. Сегодня для футболистов игра — это прежде всего работа. Они испытывают стресс, они выполняют задачи. И все это в ущерб радости от игры.
Марадона так и не надел на себя эти тяжелые оковы, до конца карьеры оставаясь все тем же мальчишкой, который вышел во двор попинать мяч. Именно таким его и запомнила планета. Потом было все — и лечение в кли-нике, и многочисленные скандальные истории, и его признания об упущенных возможностях. Но разве это могло как-то сказаться на его легендарности? Он ушел. И теперь рука Бога пожмет руку Бога. Прощай, Диего.
Привет из прошлого
Попрощавшись с Марадоной, тысячи любителей спорта по всему миру обратили взор на то, что должно было стать главным боем 2020-го. Майк Тайсон против Роя Джонса младшего. Лет двадцать, даже пятнадцать, назад это точно был бы поединок года, если не века. За каждым из бойцов стоит такая история, такое прошлое, что по спине начинают мигрировать бесчисленные стада мурашек.
Как же хороши они были оба. Каждый по-своему. Тайсон своей звериной сущностью, Джонс — почти балетной грацией. И скорость. Безумная. Невероятная. Перед которой пасовали их противники. И падали, и падали, и падали…
Я до сих пор встречаю в абаканских залах бокса мальчишек, которые, как Тайсон, не надевают носки под боксерки или носят шорты значительно ниже колена, как Рой Джонс когда-то.
И вот они встретились. Тогда, когда на двоих им 105 лет, когда возраст, болезни, образ жизни уже взяли свое. Раньше, наверное, подобная встреча и не была возможна — все же выступали в разных категориях. Но теперь — пожалуйста.
В принципе, я догадываюсь, чего хотели промоутеры. Ради чего они заплатили Тайсону 10, а Джонсу 3 миллиона долларов. Есть такой фильм — «Последний реванш», в котором Роберт де Ниро и Сильвестр Сталлоне играют двух престарелых боксеров, которые в пору бурной молодости так и не выяснили, кто же из них лучше. Спустя много лет реванш все же происходит. А дальше все как в Голливуде — много красивых кадров, прекрасный сценарий, брутальные образы, неистовствующие фанаты и великолепный поединок двух заклятых противников. И деньги, много денег.
Все это ожидалось и в бое Тайсон — Джонс. И в целом все шло к повторению кинематографической истории. Если бы не одно «но». Бой был даже не ужасным. Жалким, что ли. Такое ощущение, что это не Тайсон и Джонс были в ринге, а два мужика, которые показывали, как когда-то боксировали Тайсон и Джонс. Честное слово, я надеялся на большее. Пусть не в течение всех восьми раундов. Но хотя бы двух-трех. Получилась же какая-то пародия на бокс.
Нет, все могло случиться, если бы Джонс повел себя как и Тайсон. Было видно, что Железный Майк изрядно потрудился в зале и привел себя в какое-то подобие формы. Про Роя Джонса и такого сказать нельзя — толстые бока, тяжелые ноги… (У Джонса?! У Джонса тяжелые ноги?! Кто бы мог по-думать). Отсюда и его тактика — постоянный клинч в ответ на давление Тайсона. В итоге получилось восемь раундов алеутских народных танцев. Кружились, вертелись… Их было жалко.
И в то же время я их не осуждаю — почему бы не заработать денег, если они предложены. Да и возможность вспомнить бурную молодость тоже дорогого стоит. Думается, поклонники бокса умилились, глядя на своих кумиров.
Другое дело, что после такого боя молодежь наверняка задастся закономерным вопросом — что же это за легенды?.. Быть может, реванш, а он наверняка будет, все же даст ответ.
Анзор САБАНОВ
Фото из открытых источников