Найти в Дзене
Блог EltonKross

Элегантность и скорость! Стримлайнеры - дизель-поезда будущего, летящие "быстрее пули".

Оглавление

Приветствуем всех. Мы подготовили для Вас новую статью.

О своих впечатлениях пишите в комментариях и не забывайте, что можете подписаться на наш канал в ВК и Твиттере (ссылки в конце статьи).

Начало статьи

Важной частью нашей газеты всегда были статьи про техническое развитие. Мы уже писали про разные новые модели самолетов, автомобилей и поездов. Мы полагаем, все вы помните про Чикагскую международную выставку «Век прогресса» 1934 года. Это было очень интересно, столько инновационных технологий там было показано, что у нас бумаги бы не хватило, чтобы все их описать.

В то же время мы писали статью про два поезда новой, обтекаемой формы, представленными компаниями Union Pacific Railroad с их М-10000 и Chicago, Burlington and Quincy Railroad со своим Zephyr. Напомним, что Zephyr 26 мая 1934 года совершил рекордную поездку «От рассвета к закату» из Денвера до Чикаго за 13 часов 5 минут, после чего появился на транспортном конкурсе «Крылья века». Оба этих поезда положили начало новой, скоростной эре.

Многим американцам довелось хоть раз в жизни проехаться на поездах, которые приводились в движение паровыми локомотивами. Но в последние года начала развиваться новая, дизельная тяга. Сторонники дизельных поездов утверждают, что за ними будущие; противники утверждают, что переделка всей существующей инфраструктуры обойдется слишком дорого. Не стоит забывать еще про один вид тяги – электропоезда. В их успехе сомневаемся даже мы, ведь для электропоездов нужна контактная сеть и выработка большого количества электроэнергии. Такие нововведения будут еще дороже и возможны только на малых участках железной дороги небольшой протяженности. Так что, если судить объективно, будущее будет за дизелями, чем за электричеством.

Но мы отошли от темы нашего повествования. Сегодня мы хотели бы рассказать Вам про новый тип поездов, начало которому положили М-10000 и Zephyr, класс обтекаемых, элегантных, летящих по путям быстрее пули поездов. Сегодня их называют «Streamliner», по первому названию поезда М-10000.

С момента выставки в Чикаго в 1934 году прошло уже 5 лет, и за это время индустрия сделала огромный рывок вперед. Стримлайнерами обзавелись уже не только UP и CB&Q, но и ряд других компаний. Обо всем этом мы сегодня Вам и расскажем в виде маленького обзора.

Но начнем мы с истоков с самого первого рельсового поезда, который подходит под описание нового класса поездов. В период с 1905 по 1917 год компания McKeen Motor Car Company для компаний UP и SP построила 152 мотор-вагона обтекаемой формы. У него был заостренный нос «ветроразветвитель» и скругленной задней частью. Но они не снискали успех, потому что их двигательная установка не отличалась высокой надежностью, а также несущие рамы этих локомотивов часто ломались под нагрузками. В следующий раз дизеля ворвались на сцену в этом десятилетии.

Экономический кризис этого десятилетия привел к большим потерям в сфере железнодорожных перевозок. Интересы производителей легкого оборудования и железнодорожных операторов сошлись на производстве обтекаемых высокоскоростных дизельных поездов с электрической передачей, которые должны были привлечь пассажиров и поднять престиж железнодорожных поездок. После чего были созданы М-10000 и Zephyr в трехвагонных вариантах с учетом головной тяговой секции. Оба локомотива оснащены 600 сильными двигателями разными по конструкции, например, двигатель М-10000 работает на нефтяном дистиляте, который похож на керосин. Эти двигатели произвела компания Winton Engine Corporation дочерней от General Motors.

Название "Streamliner" было дано М-10000 для выставки в Чикаго.

В этом году был построен последний Zephyr и все они работают на дорогах среднего запада. Самый первый Zephyr, побывавший на выставке, был переименован в Pioneer Zephyr, чтобы подчеркнуть статус первопроходца. Это культовый поезд нашего времени, который до сих пор приковывает к себе взгляд прохожих. Постепенно с годами зефиры становились длиннее и мощнее вплоть до 6-ти вагонных компоновок, с двумя тяговыми вагонами, на некоторых ставятся двигатели вплоть до 1000 л.с.

М-10000, изначально названный Стримлайнер, позже был переименован в City of Salina и работает сейчас на маршруте между Kansas City и городом Salina. В последствии UP заказала еще 5 составов вплоть до 7 вагонов в поезде и локомотивом мощностью до 1200 л.с. Каждый из них получил название в честь города на маршрутах их работы.

Стоит упомянуть, что электровозы также впитывают современную моду, и первым обтекаемым электровозом стал GG1 Пенсильванской железной дороги, начавший работать с 1934 года.

У компании Boston and Maine 1 апреля 1935 года появился свой стримлайнер, названный Flying Yankee, который был Zephyrom, просто с другим названием.

Flying Yankee
Flying Yankee

10 июля 1935 года компания GM&N (Gulf, Mobile and Northern) получила свой состав Rebel, спроектированный Otto Kuhler.

Мы думаем многие слышали про «Green Diamond», первым из них был Illinois Central 121, пятивагонный (включая локомотив) состав с силовой установкой от Winton мощностью 1200 л.с., а внешне поезд похож на М-10001. Они начали работать с мая 1936 года.

Вся эта погоня за аэродинамикой в один миг сделала существующие локомотивы и вагоны старомодными и непривлекательными. Это не могло продолжаться долго, ведь покупать новые составы было дорого и было предложено переделывать уже работающий подвижной состав под новое веянье моды.

Первым паровозом, получившим обтекаемый кожух, в нашей стране стал J-1 Hudson Нью-Йоркской центральной железной дороги. Паровоз имеет колесную формулу 4-6-4 и был построен в 30-ом году, получил обтекаемый кожух и был переименован на Commodore Vanderbilt в декабре 1934 года.

Следующим проектом Нью-Йорка стал поезд Mercury, уже новый состав, разработанный Генри Дрейфесом в 1936 году. Реймонд Лоди в 1936 году спроектировал кожух в стиле арт-дью для локомотивов R4s PRR. В 1937 Отто Кулером спроектирован кожух на локомотив 4-6-2 B&Q’s Royal Blue, А Дрейфус создал кожух на новый J-3а для 20’th Century Limited и других экспрессов.

Но все это делается только ради пиара и не меняет технические характеристики. В 1935 году Milwaukee Road class A Atlantis стал первым паровозом, созданным специально ради скорости с применением обтекаемого корпуса. 15 мая 1935 года локомотив №2 вместе с динамометрическим вагоном развил рекордные 112,5 миль в час (181,1 км/ч). В 1937 году Миллуоки представили F7 Hudson на трассе Twin Cities Hiawatha, развивавшие скорость более 110 миль в час (177 км/ч). Оба этих состава были спроектированы Отто Кулером, тем самым их стиль напоминал Зефир.

Минутка на отдых. Заметили, почти все поезда начинали свой путь в мае разных лет.

Дневной свет, какие у Вас вызывает ассоциации это словосочетание? С теплым летним днем? Приятным солнечным светом? А вот у нас первая мысль - это поезда серии GS Daylight. Они отличались внешне тем, что их кожух не закрывал весь локомотив, а был заподлицо с деталями корпуса, ну и конечно же серебристая крышка дымовой камеры стала отличительной чертой.

В завершении хотелось бы рассказать про компанию GM Electro-Motive Corporation (EMC), которая начала производство обтекаемых пассажирских локомотивов, вобрав в себя успешные решения Зефира и М-1000Х, стандартизировала процесс производства и выпустила поезд Rock Island Rocket с 1200 сильным двигателем. Она использует в своих поездах компоновки с двумя тяговыми секциями и разным количеством пассажирских вагонов.

С годами дизель зарекомендовал себя с хорошей стороны, и на сегодняшний день все осознают превосходство ДВС над паром.

Преимущества скорости и мощности паровозов были полностью нивелированы преимуществами дизеля в гибкости обслуживания, минимизации простоев, затратами на техническое обслуживание.

ALKO (American Locomotive Company), ранее представившая поезд Hiawatha, увидев преимущества дизельной тяги, перешла на новый вид тяги.

В завершении хотели бы сказать, что эти обтекаемые, изящные поезда не прекращают будоражить умы людей, и стиль стримлайнеров успешно внедрился и в автомобилестроение наших дней. В следующем номере нашей газеты мы расскажем Вам про стримлайнеры Европы и других стран. Нам есть, что еще Вам рассказать.

Итог

Мы подготовили для Вас небольшой интерактив. Мы закодировали для Вас маленькое сообщение (дальше они будут больше и интереснее) и дали к нему ключ. Те, кто интересуется шифрованием, мы думаем, быстро разгадают это послание, но тем, кто не силен в этой области, дадим завуалированную подсказку: ... восславим же на нашу Империю, нареченной святой и ее властителя Императора ... . Дерзайте!

Сам зашифрованный текст:

Зб цёчюоъцфзёсо чффжякуок. Рёр зб, уёзкцуф, нёткшосо, тб чхкьоёсвуф уёхочёсо шкрчш шёр, эшфжб чрсёйбзёсфчв зхкэёшскуок, эшф хоюкш эксфзкр, мозюоп з шцойьёшбк ифйё. Уёйкктче, Зёт хфуцёзосёчв чшёшве, ё нёюоъцфзёуубк чффжякуое тб хфчшёцёктче йксёшв з рёмйфп уёюкп рцщхуфп чшёшвк. Ключ: 6.

К тем, кто смог расшифровать послание, просьба не писать его в комментариях под этой статьей, пусть и остальные подумают! Но можете написать свои впечатления от такого рода интерактива.

О нас

Большое спасибо за прочтение! Мы работаем для Вас, уважаемые читатели. Подписывайтесь, ставьте лайки и следите за нами в социальных сетях (ссылки ниже). Впереди будет еще много интересного из мира Железных Дорог.

Если Вы найдете какие-нибудь неточности, пишите нам. Будем только рады их исправить. А также заходите в группу в ВК, если хотите помогать нам с развитием канала или просто ищите собеседников по интересам.

-ВКонтакте: https://vk.com/locomotivedepot

-Яндекс.Дзен: https://zen.yandex.ru/id/5f7da98a64d17b0ccce64d7a

-Твиттер: https://twitter.com/LocDepot

Мы активно работаем над созданием мощного сообщества, портала, посвященного разным подвижным составам со всего мира, который пока делаем в ВКонтакте (ссылка выше), но впоследствии перенесем на свой сайт! В нем каждый найдет для себя что-то интересное!

Нас с каждым днем становится все больше и больше! Присоединяйтесь! Не пожалеете! :)

Автор: Тёмкин Антон (EltonKross).
Редактор: Сиротина Вероника.