Найти в Дзене
ВЫХОД

Как начать путешествовать автостопом и не пожалеть об этом

Пока вы думаете, что путешествовать по России дорого, герой нашего материала уже успел исколесить всю страну на попутках. Специально для наших читателей мы попросили его поделиться своим опытом.

Дисклеймер: после прочтения материала начинаешь чуть больше верить в людей.

Мой первый раз случился зимой 2016 года, когда мне было 17. Это случилось с тогда еще малознакомым парнем, который был значительно опытнее. Он многому научил меня и впоследствии стал самым близким другом. Да, тот первый автостоп поистине определил мою жизнь на годы вперед.

Ехали мы из Нижнего Тагила в Екатеринбург. Расстояние, по меркам бывалых автостопщиков, небольшое — всего 140 км. Удача улыбнулась, и нам удалось поймать прямую машину, газельку. По пути водитель, которым оказался весьма задорный бывший зэк. Он рассказывал анекдоты, байки о тюрьме и распутных женщинах. Забегая вперед, скажу, что на дороге такие экспонаты отнюдь не в диковинку.

Что дальше? Ради второго автостопа я дал дёру с ЕГЭ по математике. Даже не спрашивайте, сколько баллов я получил. Важно одно: это того стоило.

Выпорхнул из кабинета, радостно схватил рюкзак и направился в ближайший магазин за парой бутылочек пива. Оттуда на трассу, где уже ждал тот самый друг. Расстояние увеличилось вдвое: предстояло преодолеть 300 км, чтобы оказаться в Ижевске. 

Тут-то и начались наши приключения. Представьте картину — два вчерашних школьника идут по обочине дороги и распивают. Могла ли проезжавшая мимо полиция оставить такой кадр без внимания? Ни в коем случае! Нас задержали на час, но в конце концов отпустили, и дальнейшее путешествие шло без помех. Ехали мы достаточно долго, но юношеский энтузиазм и градус алкоголя в крови всё скрасили.

Обратно из Ижевска я осмелился поехать один и добрался намного быстрее — за три машины. Последний водитель докинул аж до дома (Но будьте осторожны! Не стоит говорить водителям свой адрес).

Вскоре автостоп вошел в мою жизнь окончательно, и теперь каждые две недели я стабильно куда-нибудь уезжаю — «коллекционирую» регионы России. На моем счету более 50 тысяч км на попутках. Автостопом ездил даже за границу: в Беларусь и Абхазию.

Преодолеть себя и выйти на трассу — всегда самое тяжелое. Мандраж пропадает, только когда садишься в первую машину.

Вот несколько советов, соблюдение которых поможет ездить эффективно и безопасно:

  • Одевайтесь правильно: в теплое время года защитите голову от перегрева, в холодное одевайтесь потеплее. Надевайте одежду, которую не жалко. Но помните, что чем приличнее вы одеты, тем больше вероятность, что вас возьмут. Важно: не закрывайте ничем лицо, так водителю будет психологически проще решиться вас взять.
  • Светоотражающий жилет — отличный вариант. Во-первых, вас будет лучше видно. Во-вторых, меньше шансов нарваться на вопросы со стороны полиции.
  • Обязательно возьмите воду и что-нибудь перекусить. Также пригодятся салфетки, пауэрбанк и фонарик. Это необходимый минимум. Можете брать все то, что считаете необходимым, но не переусердствуйте. Тяжёлый рюкзак здорово осложняет поездку.
  • Выезжайте рано утром. Ловить машины в темноте крайне проблематично.
  • Позаботьтесь о доступе к офлайн-карте на случай, если не будет связи. Можно сделать скриншотов из гугл-карт, либо скачать приложение MAPS.ME.
  • Если едете из неродного города, заранее открывайте карту и смотрите трассу до пункта назначения. Вероятность поймать машину в черте города нулевая — ищите проезд до крайней точки или объездной.
  • Хорошая точка для автостопа — это широкое пространство, где нет поворотов и отбойников. Спуск тоже не подойдет: на нем машины развивают большую скорость. Водитель должен вас видеть, и ему должно быть удобно остановиться.
  • Ездить нужно небольшой компанией — максимум вдвоем. В противном случае стоит разделиться и выехать с разницей во времени. Помните, водитель не сможет впихнуть себе в машину целый табор.
  • Классический жест автостопщика — рука с пальцем вверх. Некоторые водители могут ехидно махать вам и даже показывать непристойные жесты в ответ. Будьте готовы к этому и не расстраивайтесь.
  • Держите в голове план общения с водителем: что будете говорить после того, как вас подобрали. Называйте водителю не конечную точку маршрута, а ближайший крупный населенный пункт (или можете сказать, что едете дальше).
  • Подумайте о безопасности: пристегивайтесь, всегда держите при себе свои вещи и не пейте ничего у водителя, особенно алкоголь. Хорошо, если у вас есть при себе перцовый баллончик или нож. Желаю никогда ими не воспользоваться, но пусть будут.
  • Не бойтесь подходить к дальнобойщикам и людям на заправках. Можно даже сидеть в кафе рядом с ними и просить подъезжающих довезти до следующего такого кафе либо до пункта назначения. Внутри вы гарантированно не замерзнете, особенно это важно в холодное время года

Большинство водителей понимают, что везут безвозмездно, но лучше аккуратно проговорить этот момент до посадки в машину.

-2

Прикольно гонять на фурах: едешь, будто плывешь на корабле, и совсем не страшно. С высокой вероятностью дальнобойщики подвезут на большое расстояние и расскажут веселые истории. Самое колоритное — это их рация. На подъезде к населенному пункту или крупному кафе по ней поступают приглашения заехать на так называемый комплекс: девочка, банька и кружка пива за 700-1000 руб. Каждая реклама имеет свой незабываемый антураж. Особенно поражает демократичность цен: самое дешевое, что мне приходилось слышать — оральные ласки за 200-250 рублей. Кто будет исполнителем услуги, умалчивалось. 

-3

Дальнобойщицы — отдельная тема и мечта любого автостопщика. Один водитель рассказал, что в России их всего около 50, у них есть отдельный чат, т. к. мужчины к ним относятся снисходительно.

Были ли отрицательные моменты? Конечно. Это случилось еще в начале моего пути. Я ехал из Перми в Екатеринбург, шел по обочине, даже не голосуя. Остановилась машина, за рулем товарищ неславянской внешности, предлагает подвезти. Сразу говорю, что еду автостопом без денег, он соглашается.

Я был уставший, не особо понимал его речь, да и говорить особо не хотелось. Разбудил он меня уже под Екатеринбургом в городе Ревда. Пробую открыть дверь, а она заблокирована. Далее последовал диалог:

— Деньги давай!

— Какие деньги?

— Думаешь, бесплатно тебя вез?

— Мы же еще при посадке договорились?

— И чё? Машина сама себя не заправит. 

-4

Вижу, что он сжимает кулаки и предлагаю выйти на улицу, сам держу наготове перцовку. Выходим, начинаем крыть друг друга матом. Тут замечаю, что рядом ДПС. Всё — он уже ничего не сможет мне сделать. Ещё раз обменялись взаимными оскорблениями, и я ушел. Дальше благополучно доехал до Екатеринбурга.

Положительного опыта, конечно, больше. Контакты подвозивших меня водителей — уже значительная часть телефонной книжки.

Больше всего запомнился случай по дороге из Кисловодска в Ростов. У меня было 300 рублей, 220 км до аэропорта и 4 часа до вылета. Успеть нереально, ценник на другие билеты космический. Не знаю, какие боги сжалились надо мной, но остановился таксист. Выслушав ситуацию, он без лишних вопросов согласился подвезти. Педаль в пол — и вот уже я забегаю в аэропорт за 10 минут до конца регистрации. По дороге мы обменялись телефонами, он пригласил меня в гости.

Это могло бы быть обычной историей, если бы не одно «но». Водителю не нужно было в Ростов, он ехал в пригород. Впоследствии я, конечно, перевел ему некоторую сумму за помощь: такую доброту нельзя оставлять без внимания.

Я ездил автостопом по горам и степям, забирался в самые отдаленные уголки нашей страны и преодолел расстояние экватора. На пути встречались разные люди. Что объединяет всех их? Они были добры ко мне. Неудачный опыт тоже случался, но лишь тогда, когда я нарушал свои же советы.

Довелось мне видеть и бизнесмена, у которого сломалась машина. Он, бросив её на трассе, голосовал в костюме и с портфелем, чтоб успеть на важное совещание. После всего этого я понял, что автостоп — это про азарт, везение и человеческую доброту. А пока вы читали этот текст, я собрал рюкзак и отправляюсь на трассу к новым приключениям.

Редактор: Анастасия Байкузина

Иллюстрации: Валерия Киселева