Иосиф Сталин не очень любил долгие путешествия, хотя возможности для этого у него имелись. Так, во время Второй мировой войны по крайней мере три раза совершал длительные поездки по железной дороге в особенном составе. Вес сталинского спецвагона достигал 80 тонн, тогда как его небронированного аналога 60 тонн.
Литерный поезд-специальный состав для передвижения первых лиц государства и реже для перевозки ценных грузов. С испанского языка слово litera переводится как "двухъярусная кровать", поэтому так сначала называли все поезда, где были спальные вагоны. А они были далеко не во всех составах. Однако потом слово "литерный" в отношении поезда стало противоположностью слову "номерной" и закрепилось за составами особенного назначения.
Как считается, первый поезд для высшего руководства страны появился в 1836 году, когда император Николай I отправился в путешествие из Кузьмина в Павловск. Но царь тогда еще сидел в обычном купе первого класса, состав еще не был в полном смысле слова его личным поездом. Полноценный литерный состав в императорской семье появился лишь в 1874 году. К финалу существования российской монархии у Николая II уже было несколько личных поездов, считавшихся одними из лучших в мире, оборудованных по последнему слову техники и отделанных самыми дорогими материалами.
Впервые "отец народов" отправился в большую железнодорожную поездку в Сибирь в 1928 году. Командировка эта была вынужденная- в стране разгорался кризис хлебозаготовок. В Москве было принято решение отправить ряд членов ЦК для выработки совместного плана с местными властями. Поездка эта была непубличной, советской прессе запрещалось о ней писать, однако многие сибиряки знали о прибытии Сталина.
Интерьеры поезда были весьма скромные, но некоторые особенности все же имелись. От обычного литерного поезда он отличался бронированными полом и стенами. Кроме этого, помимо помещений для приближенных, в вагоне Сталина была маленькая кухня, а его собственное, бронированное и изолированное купе было снабжено ванной, туалетом и широким диваном.
Литерный состав Сталина состоял из трех вагонов-салонов для высшего руководства и сопровождающих их лиц, вагона-ресторана, вагона-гаража, штабного вагона для поездной бригады с отдельным купе для коменданта, вагона для охраны и вагона для хранения продуктов. Спереди и сзади были прицеплены специальные платформы с зенитными установками на случай вражеского авианалета.
- Встречные составы обязаны были стоять на станциях, пропуская сталинский литерный поезд. Диверсий и нападений удалось избежать, но техника порой подводила: то масло подтекало и дымилось, то рельсы лопались. К счастью, обошлось без происшествий.
В пути были запланированы остановки-Сталин любил погулять. Во время одной из прогулок он даже подошел к необычному локомотиву, спросив, доедет ли поезд до Берлина. Получив удовлетворительный ответ, Сталин остался доволен.
Несмотря на то что литерными поездами пользовались все советские вожди, вплоть до Горбачева, после прихода к власти Никиты Хрущева высшее руководство охладело к поездкам по железным дорогам. развивалась авиация турбовинтовая и реактивная. После Сталина поездки на "литерах" любил только Леонид Брежнев.
В настоящее время литерные поезда почти не используются лидерами мировых держав. Последними из могикан остаются вожди Северной Кореи- нынешнему руководителю Ким Чен Ыну особый бронированный состав достался в наследство от отца, который плохо переносил путешествия на самолете.