Найти в Дзене
Отворотка

Заонежье: По Святым местам [День 4 - Шальский - мыс Клим нос] (Часть 2)

Предыдущая часть...

В Толвуе сохранилась Церковь Георгия Победоносца (между 1876 и 1878)

Этот каменный храм, расположенный в одном из крупнейших и старейших заонежских сел, в наши дни пребывает в совершенно запущенном состоянии. Впервые Толвуя упоминается в 1375г., заселение новгородцами началось в XII-XIII вв. Рядом с погостом - деревня Имичевская (Загубская), считающаяся родиной преподобного Зосимы, одного из основателей Соловецкого монастыря. В Толвуйском погосте находилась в изгнании инокиня Марфа Иоанновна, Великая Государыня Ксения Романова, мать царя Михаила Феодоровича – первого в царствующей династии Романовых.
С именем царицы связан еще один толвуйский топоним – целебный источник «Царицын ключ», из которого она, будучи хворой, брала воду. Само название «Толвуя» - карельское. В старину жители прихода назывались не толвуянами, а тальлянами, а это название от карельского слова «талви», что значит «зима», «север». Географическим противопоставлением звучит другой заонежский топоним - «Кижи», видоизменено из карельского слова «кеза»: лето, юг.
Толвуя была центром прихода, который в 1796г. насчитывал 2590 человек, и вторым после Шуньги торговым селом, жители которого отличались зажиточностью. В праздники женщины одевались в шерстяные или кашемировые платья. Многие жители были связаны с Петербургом, где занимались торговлей, отхожими промыслами, нередко в столицу отдавали детей для обучения в лавках и мастерских. Большинство домов на Погосте - двухэтажные пятистенки.
В 1863г. на Погосте одной из первых в уезде была открыта сельская приходская школа. В самой высокой точке полуострова, на котором расположено село, - «в наволоке» - в 1718г. стояли три деревянные церкви: «…святые Живоначальныя Троицы шатровая, об одной главе; другая …во имя святого страстотерпца Георгия, шатровая, о пяти главах; третья во имя святого Николая чудотворца, осмистенная об одиннатцати главах…». Даже судя по этим, весьма кратким сведениям, Толвуя имела величественный ансамбль.
К сожалению, церкви сгорели в 1722г. В 1751 на том же месте были построены две новые — Троицкая с приделом преп. Зосимы и Савватия и Георгиевская. Первая снова сгорела в 1794г. и через несколько лет была отстроена заново, но теперь уже с трапезной: «по примеру прочих церквей» и на основе «сочиненного при консистории плана» «об одной главе». Простояла она менее 100 лет, и после очередного пожара было решено построить одну каменную церковь - Георгиевскую, - на возвещение которой дали деньги богатые толвуйские крестьяне Захарьевы.
В 1878 новая церковь была освещена во имя Георгия Победоносца. Судя по проекту и фотографии, она была перекрыта сомкнутым сводом, увенчанным пятью деревянными главами. С запада к основному объему примыкала трапезная с притвором и колокольней над ним. Церковь была хорошо видна с противоположных берегов толвуйской губы. Храм и кладбище около него окружены валунной оградой.
Перед Великой Отечественной войной снесены главы с крестами, разрушена ограда. В советские времена здесь были клуб, библиотека. Георгиевская церковь представляет историко-культурную ценность как пример каменного храма периода эклектики, в архитектуре которого использованы композиционные приемы и формы барокко и классицизма.
Толвуяне вообще были религиозны, но религиозность больше ограничивалась внешней набожностью: они соблюдали посты и другие церковные установления и благочестивые обычаи христианина, считали должным помолиться на часовню, на церковь, на крест. Предки толвуян любили строить часовни в деревнях и ставить кресты на дорогах: потомки их поддерживали наследие предков и исправляли приходящие в ветхость часовни и кресты.
Но храм Божий большинство толвуян посещали редко, преимущественно в большие праздники - Пасху и Рождество Христово. В эти праздники храм был полон народа. Существует предание, что во время посещения Толвуйского прихода преподобный Игнатий, выйдя из храма и увидев много лошадей, поставленных на погосте, в серебряных сбруях, сказал окружавшим его крестьянам: «Ах, толвуяне, толвуяне! Сбруи-то на лошадях ваших серебряные, а святые иконы в храмах деревянные, без риз серебряных». Слова Архипастыря имели свою силу. Говорят, что с тех пор толвуяне стали украшать церковные иконы серебряными ризами и приличными киотами.

-2
-3
-4
-5

Фото 1936г

-6

Из Талвуи мы поехали искать место для ночевки.

Прокатались наверно часа полтора. Выездов к берегу нигде не было.

-8

И когда уже почти отчаялись найти хорошее место у воды для ночевки, мы выехали на хороший песчаный берег.

-9
-10

Проехав чуть дальше, нашли замечательную площадку на самом конце мыса, там и разбили лагерь.

-11

Прогулялся на самый кончик мыса

-12

Мыс Клим нос.

-13
-14

В одном из камней вбит гол. Наверно раньше лодки привязывали.

-15

На мысе все изрыто окопами.

-16
-17

Немного покопали в этом месте. Нашли кучу финских патронов, и финские пуговицы.

-18

Прогулялся вдоль берега.

-19
-20
-21
-22

Пройдя с километр, вышел на отличный закрытый песчаный пляж. Попасть сюда можно только пешком или на лодке.

-23

Вечером был красивый закат и сильный ветер. Но наверху на стоянке, среди леса, было очень комфортно. Ветра практически не было. Поужинав, мы легли спать.

-24

Продолжение....

  • Спасибо за внимание! Благодарю за лайки, дизлайки и комментарии. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые посты!
  • За моими путешествиями в режим онлайн можно следить в моем инстаграме.