1. Разработка стратегической карты целей.
Процесс разработки стратегической карты целей - это не простой, но очень интересный и важный процесс.
Сейчас модно проводить разные стратегические сессии. Но, зачастую, так же, как и раньше, результатом этих сессий является список подцелей, которые необходимо достичь, для реализации основной стратегической цели.
По сформированному списку, без определения между ними взаимосвязи и без сопоставления их с основными аспектами деятельности компании, такими как:
- финансы;
- клиенты;
- бизнес-процессы;
- обучение и рост
сложно определить на что повлияет достижение/не достижение одной подцели и на каком аспекте деятельности это отразится.
Разработка стратегической карты компании является полезным управленческим инструментом для систематизации целей, разработки в дальнейшем ключевых показателей, определения взаимосвязанных подразделений, как следствие, постановки актуальных задач.
Теоретический вопрос разработки стратегической карты целей компании сложный, поэтому я решила сделать для вас несколько слайдов, из которых вы сможете понять основные принципы её построения.
На схемах приведены примеры того, как это можно применить на практике и внедрить в своей управленческой деятельности.
При определении целей не забываем о соответствии SMART.
2. Условия формирования KPI. Две категории показателей.
Следующим этапом подготовки плана реализации стратегии является переход от целей к показателям KPI и к задачам, отражающим целевые значения показателей, которые измеряют движение компании к достижению стратегических целей.
Для каждого показателя создаётся таблица, в которой рекомендую отражать следующую информацию:
✅Соответствие данного показателя стратегической цели.
✅ Подразделение и лицо, ответственное за достижение данной цели и улучшение результативности показателя.
✅Источник информации, с помощью которого будут собираться данные по показателям и соблюдаться алгоритмы их расчетов.
✅План мероприятий для достижения ожидаемого значения показателя.
Необходимо разрабатывать две категории показателей:
1. Показатели, которые измеряют достигнутые в процессе результаты.
2. Показатели, которые отражают сам процесс достижения этих показателей.
Например, показатель по отражению выручки от реализации через агентов будет относиться к категории ИЗМЕРЕНИЯ ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
А показатель по количеству заключённых договор с агентами в разных регионах будет относиться к категории показателей, ОТРАЖАЮЩИХ ПРОЦЕСС ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА.
Почему нужны именно эти две категории показателей?
Одни показатели являются опережающими – это те показатели, на которые можно повлиять путем изменения плана мероприятий до получения уже конечного результата. С помощью этих показателей можно понять в текущем режиме на сколько вы близки к нужному результату, или наоборот отдаляетесь от него.
Другие показатели являются запаздывающими, которые фиксируют уже факт полученного результата.
3. Группировка целей и показателей.
В процессе разработки системы показателей, необходимо держать фокус на той цели, для достижения которой те или иные показатели внедряются.
Для облегчения визуализации взаимосвязи показателей и целей, следует их группировать.
Визуализация группировки целей и взаимосвязанных показателей, распределенная между подразделениями и исполнителями, позволяет обеспечить понимание каждого сотрудника компании, на результаты каких показателей подразделения, а в результате и достижение стратегических целей компании, влияет эффективность его работы.
Группировка целей и показателей также позволят выстроить правильную систему отчётности для системы контроля, как руководителям среднего звена, так и ТОП менеджменту компании.
На схеме прослеживается чёткая иерархия взаимосвязи показателей с целями и исполнителями.
Статья полезная? Ставьте 👍, подписывайтесь на канал и поделитесь с другими этой статьей.