Найти тему
ГОЛАЯ ПРАВДА ПРО МЕНЕДЖМЕНТ

Как разработать стратегическую карту целей, сгруппировать и связать с KPI

Оглавление

1. Разработка стратегической карты целей.

Процесс разработки стратегической карты целей - это не простой, но очень интересный и важный процесс.

Сейчас модно проводить разные стратегические сессии. Но, зачастую, так же, как и раньше, результатом этих сессий является список подцелей, которые необходимо достичь, для реализации основной стратегической цели.

Рисунок автора
Рисунок автора

По сформированному списку, без определения между ними взаимосвязи и без сопоставления их с основными аспектами деятельности компании, такими как:
- финансы;
- клиенты;
- бизнес-процессы;
- обучение и рост
сложно определить на что повлияет достижение/не достижение одной подцели и на каком аспекте деятельности это отразится.

Разработка стратегической карты компании является полезным управленческим инструментом для систематизации целей, разработки в дальнейшем ключевых показателей, определения взаимосвязанных подразделений, как следствие, постановки актуальных задач.

Теоретический вопрос разработки стратегической карты целей компании сложный, поэтому я решила сделать для вас несколько слайдов, из которых вы сможете понять основные принципы её построения.

На схемах приведены примеры того, как это можно применить на практике и внедрить в своей управленческой деятельности.

Схема автора. Многие компании сформулированные цели оставляют в таком варианте.
Схема автора. Многие компании сформулированные цели оставляют в таком варианте.
Схема автора. Результаты применения
Схема автора. Результаты применения
Схема автора. Рекомендуемая система разработки стратегической карты целей компании
Схема автора. Рекомендуемая система разработки стратегической карты целей компании

При определении целей не забываем о соответствии SMART.

2. Условия формирования KPI. Две категории показателей.

Следующим этапом подготовки плана реализации стратегии является переход от целей к показателям KPI и к задачам, отражающим целевые значения показателей, которые измеряют движение компании к достижению стратегических целей.

Для каждого показателя создаётся таблица, в которой рекомендую отражать следующую информацию:

✅Соответствие данного показателя стратегической цели.

✅ Подразделение и лицо, ответственное за достижение данной цели и улучшение результативности показателя.

✅Источник информации, с помощью которого будут собираться данные по показателям и соблюдаться алгоритмы их расчетов.

✅План мероприятий для достижения ожидаемого значения показателя.

Необходимо разрабатывать две категории показателей:

1. Показатели, которые измеряют достигнутые в процессе результаты.

2. Показатели, которые отражают сам процесс достижения этих показателей.

Например, показатель по отражению выручки от реализации через агентов будет относиться к категории ИЗМЕРЕНИЯ ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

А показатель по количеству заключённых договор с агентами в разных регионах будет относиться к категории показателей, ОТРАЖАЮЩИХ ПРОЦЕСС ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА.

Схема автора. Условия формирования KPI.
Схема автора. Условия формирования KPI.

Почему нужны именно эти две категории показателей?

Одни показатели являются опережающими – это те показатели, на которые можно повлиять путем изменения плана мероприятий до получения уже конечного результата. С помощью этих показателей можно понять в текущем режиме на сколько вы близки к нужному результату, или наоборот отдаляетесь от него.

Другие показатели являются запаздывающими, которые фиксируют уже факт полученного результата.

3. Группировка целей и показателей.

В процессе разработки системы показателей, необходимо держать фокус на той цели, для достижения которой те или иные показатели внедряются.

Для облегчения визуализации взаимосвязи показателей и целей, следует их группировать.

Визуализация группировки целей и взаимосвязанных показателей, распределенная между подразделениями и исполнителями, позволяет обеспечить понимание каждого сотрудника компании, на результаты каких показателей подразделения, а в результате и достижение стратегических целей компании, влияет эффективность его работы.

Схема автора. Каскадирование целей и KPI
Схема автора. Каскадирование целей и KPI

Группировка целей и показателей также позволят выстроить правильную систему отчётности для системы контроля, как руководителям среднего звена, так и ТОП менеджменту компании.

На схеме прослеживается чёткая иерархия взаимосвязи показателей с целями и исполнителями.

Статья полезная? Ставьте 👍, подписывайтесь на канал и поделитесь с другими этой статьей.