Найти тему
Е.П.Р.С.Т.

Сплав по Куре и Риони, воспоминания о студенческой юности

Представьте, что вы бросили в речку чайник. Он будет не сразу тонуть. И будет еще пускать пузыри из носика. Видимо поэтому новичков байдарочники называют чайниками.

Чайником называют новичка до тех пор, пока он первый раз не кильнулся. Кильнуться - это полный переворот байдарки на 180 градусов. Ты оказываешься под водой вверх ногами. Тут надо выбираться из байдарки, из юбки, но нельзя терять весло. Когда я первый раз кильнулся на Куре (температура воды 3 градуса, март, но мы в гидрокастюмах и спасжилетах, все по правилам), то выпустил весло из рук. И Серега Свеженцев мне крикнул: Весло! Я поплыл за веслом, которое крутилось в водовороте и я успел его схватить, пока оно не утонуло. Ребята с берега кинули нам веревку и вытянули на берег. Это был еще первый порог, рядом с турецкой границей. На сопках стояли пограничники и весело наблюдали за нами в бинокли. Я это заметил, потому что бинокли отсвечивали.

Потом был порог с названием Мальвина. К нему мы отнеслись очень серьезно, так как там было большое число погибших. И прошли без потерь.

А потом ударил мороз, мы плыли с обледенелыми руками и веслами. Руки распухли и стали большими и красными. По берегу бежали грузины с кувшинами и кричали: ара, ара. Мы вышли на берег и пошли пить чачу с грузинами.

Парень, который нас угощал, был офигительный. Мне кажется он был не стандартный грузин, он стремился все знать и быть гражданином мира. Когда он узнал, что мы из физтеха, он решил, что тоже хочет там учиться. Это все происходило в его каком-то вагончике, не в доме. Мы там хорошо отдохнули и поплыли дальше.

Это было первое путешествие по Грузии. Через год мы сплавлялись по Риони.

Когда ехали на поезде, вдруг остановка у самого моря. И у нас снесло крышу. Мы побежали купаться. Был теплый сентябрь. Успели окунуться, но поезд уже тронулся, мы бежали за ним, уже безнадежно. Но тут Левик дернул стоп-кран. Поезд остановился. За стоп-кран с нас взяли 10 рублей (это было в 1983 году). Для нашего бюджета это было не критично, но Игорь Ярославцев во время купания потерял кошелек со всеми нашими деньгами, он был казначей экспедиции. Из Батуми мы отправили его назад за кошельком, а сами долго сидели и ждали его у моря и уже спокойно купались. Были пальмы, большие волны, пустынно, очень здорово. Игорь вернулся с кошельком, это было почти чудо. И, проехав еще на автобусе, мы пошли к начальной точки сплава по Риони, уже пешком с рюкзаками по 20 кг.

Риони сразу показала характер: одну байдарку разметало в хлам, на другой мы уже не стали и пробовать. Поплыли на ПСНе - это плот спасательный надувной, оранжевый. Все шесть человек на нем разместились. Риони в этом году была свирепа, но на ПСНе все не страшно: и прижимы, и водовороты, и камни. Но невесомость иногда чувствовали - это когда падаешь с водопада.

Жалко, что никто тогда не фотографировал.

На привалах ели виноград, за что на нас немножко обижались грузины, но нам казалось, что все, что растет у берега, оно общее, природное. Это мы с Ярославцевым делали. А Черкашин всем руководил, он был опытный по байдаркам. Ну а с Толстым Лысом, он же Андрей Кислов, мы с ним квасили местное вино, он очень обаятельно это умел делать.