Мне кажется, что этот сериал снимали тайные коммунисты, потому что создать такой светлый и трогательный образ Советского Союза - это постараться надо было.
Там, конечно, немало смешного, и одна шапка стюардессы Аэрофлота чего стоит! Стюардесса! В шапке! Штоооо!! Вы серьёзно думаете, что такое возможно? Название гостиницы "Дворец Москва", мать моя женщина. И фамилия-то у главного советского гроссмейстера какая! Небольшая перестановка, и вот он уже не Боргов, а Гробов. Лошадиная такая фамилия.
Но если не обращать внимания на культурные просчёты, то Советский Союз в сериале показан с глубочайшим уважением, в отличие от Штатов.
Первый раз я об это споткнулась, когда смотрела эпизод в лифте отеля: там советские шахматисты говорят о Бет, не подозревая, что она подслушивает. И говорят с большим теплом и сочувствием. Несмотря на то, что вообще-то холодная война на дворе.
Она сирота, много пережила. Она такая же, как и мы. Проигрывать - это не вариант для неё, иначе какой была бы её жизнь? (сцена в лифте, Василий Боргов о Бет)
Как обращаются с Бет её соперники в собственной стране? Конечно, они сажают её играть с девушкой в первой партии на турнире. Они постоянно повторяют, что она быстро вылетит, что её соперники такие сильные. Бенни Уоттс то и дело говорит ей гадости, делает всё возможное, чтобы её выставить в дурном свете, например, во время игры в быстрые шахматы. Когда Бет приезжает к нему в гости, он предлагает ей спать на надувном матрасе, принимать душ в общей комнате и готовить по отдельности. Можете себе представить, чтобы Василий Боргов так сделал?
Кстати, в этом заключается разница. Сам Бенни Уоттс об этом говорит: советские шахматисты играют командой. Американские - каждый сам за себя и друг против друга. Только под конец они решают освоить "командную" тактику, но я сомневаюсь, что смогут долго продержаться. Почему? Потому что и у Бет рыльце в пушку. Да, я считаю, что это безобразно с её стороны - не вспомнить о мистере Шейбле ни разу после того, как он дал ей денег на первый турнир. Но это вполне в духе её времени. В духе национальной культуры.
Когда Бет обыгрывает коллег Боргова и его самого на их же поле, что они делают? Они поздравляют её, пожимают ей руку, обнимают и всячески выражают своё восхищение. Истинные джентльмены. (Бенни Уоттс, проиграв, милостиво разрешил Бет перебраться с матраса к нему в постель). Но гроссмейстеры - это ещё не всё. Обычные люди следят за ходом матча и приветствуют успехи девушки из Соединённых Штатов. "Лиза Хармон" - это очень трогательно. Кажется, что в Москве живут просто очень добрые и неравнодушные люди. Хотя у них и нет автокинотеатров.
Если так подумать, то именно благодаря Советскому Союзу и советским шахматистам Бет бросает алкоголь и таблетки. Почему? В Союзе нельзя пить. Таблетки тоже никто тебе там не достанет в соседней аптеке. Зато надо играть. И именно такая дисциплина наконец срабатывает. И делает Бет чемпионкой. Ни нравоучения Белтика, ни задетое самолюбие Бенни Уоттса не помогли Бет справиться с зависимостью. Бет помог только Советский Союз.
На самом деле Бет были нужны любящие, но строгие родители. Её приёмная мама смогла много сделать для неё, но вот дисциплины не дала. А дисциплина - это важно. До какой-то степени Бет справлялась, потому что её вели одержимость шахматами, талант и амбиции, но этого недостаточно. Советский Союз дал ей дисциплину.
Но, может быть, всё-таки дисциплина - это обратная сторона тоталитаризма? Хороший вопрос. Что в последней серии говорит Бет её соотечественник-сопровождающий в машине? Ты приедешь домой, пойдёшь на такие-то и такие-то встречи, говорить там будешь о том-то и о том-то, а вот об этом не будешь (список прилагается). И скажи, как ты счастлива, что родилась в Америке. То же верховенство идеологии. Свобода есть, но в основном она касается права травить себя сколько влезет.
А вот мне, кстати, интересно, почему нельзя было этот фильм снимать в реальной Москве с реальными русскими? Почему нужно было снимать в Германии и приглашать актёров из Восточной Европы, и показывать не настоящий Кремль, а невнятные декорации, куда, кажется, затесался даже храм Христа Спасителя, снесённый в тридцатых годах? Но авторам всё равно зачёт. С декорациями они промахнулись, зато показали величие духа.