Найти тему

Тульская оборонительная операция: план Гудериана по северо-востоку

Осенью 1941 года идут ожесточенные бои на подступах к Москве. Взятие Тулы грозило очередным рассечением Брянского фронта с дальнейшими непредсказуемыми последствиями, а потому было недопустимо. Командованию пришлось использовать все без исключения имеющиеся в наличии силы и средства, чтобы спасти город.

Продолжаем серию публикаций документов Центрального архива Министерства обороны РФ (ЦАМО) и другие материалов о боевых действиях войск 3 армии в южной и юго-восточной частях Тульской области. План Г. Гудериана по захвату Тулы и карта - в первой статье.

Оборонительные сооружения в Туле в октябре–ноябре 1941 г. Иллюстрация из книги
Оборонительные сооружения в Туле в октябре–ноябре 1941 г. Иллюстрация из книги

Основным направлением движения для второй танковой армии Г. Гудериана являлось направление на северо-восток, а именно: через Тулу и Сталиногорск на Каширу с захватом переправ через р. Ока.

Но эти планы могли быть осуществлены только после взятия Тулы как главного оплота обороны войск Красной армии на данном направлении.

«2-я танковая армия наносит удар через р. Ока в направлении между г. Рязань и районом Кашира. Поскольку еще позволяют условия дорог, необходимо использовать все возможности на северном и восточном флангах для того, чтобы выбросить вперед особо подвижные, хорошо снабженные достаточным количеством горючего подразделения для систематического перерыва линий железных дорог, ведущих с юга на Москву, и для внезапного захвата переправ через р. Ока …» ((Распоряжение оперативного отдела группы армий «Центр» от 30.10.1941 г. // ЦАМО. Ф. 500. Оп. 12462. Д. 114. Л. 98). Также см.: Битва под Москвой. Хроника. Факты. Люди. Кн. 1. М.,2001. С. 448.)

Для осуществления этих планов немецкое командование предполагало задействовать танковые и моторизованные дивизии XXIV и XLVII ТК. Отражение первых лобовых атак на Тулу с 29 октября по 1 ноября 1941 г. вовсе не должно было означать для командования Брянского фронта и 50 армии, что опасность миновала. По мере подтягивания остальных, в том числе пехотных, частей непосредственно к самой Туле угроза должна была приобрести иные очертания. Теперь можно было ожидать не лобовой танковой атаки, а планомерного штурма с использованием большого количества артиллерии и пехоты (по мере подтягивания соединений XLIII и LIII АК) при весьма вероятных обходных действиях подвижных частей в северо-восточном направлении.

К 30 октября LIII АК вышел на шоссе Орел–Тула (Гудериан Г. Воспоминания солдата. С. 331.). Пехотные дивизии появились южнее Тулы, двигаясь с запада. Однако из-за распутицы немцам пришлось подтягивать тылы исключительно по шоссе Орел–Тула, как и тылы XXIV ТК. Части XLVII ТК по высвобождении их после ликвидации оставшихся в «котлах» советских войск также могли прибыть только по упомянутому шоссе. Это была главная коммуникация 2 ТА Гудериана, поскольку железная дорога Орел–Тула была серьезно повреждена. О том, какое значение придавалось этому шоссе, говорит среди прочего суточное донесение штаб-квартиры группы армий «Центр» за 1 ноября 1941 г., в котором говорилось, что 4 и 17 ТД заняты на постройке дорог.

На нависшую угрозу командование Брянского фронта ответило разработкой плана фронтовой операции на период с 1 по 15 ноября 1941 г., одной из целей которого было «уничтожить прорвавшиеся через Плавск в район Тулы части противника». План был весьма амбициозен и интересен. По замыслу командования, в результате его осуществления наши войска должны были выйти на рубеж Павшино–Слобода–Крапивна–Плавск–Верховье и тем самым стабилизировать фронт. 3 армия должна была принять самое деятельное участие в этом наступлении.

Противотанковая и противовоздушная оборона г. Тулы в октябре–ноябре 1941 г. Иллюстрация из книги
Противотанковая и противовоздушная оборона г. Тулы в октябре–ноябре 1941 г. Иллюстрация из книги

Осуществление плана, особенно со стороны войск 3 армии, должно было привести к нарушению главной магистрали 2 ТА (шоссе Орел–Тула) в нескольких местах и выходу в тыл ударным группам XXIV ТК у Тулы с предполагаемым истреблением тыловых подразделений на линии шоссе. Войска 50 армии должны были разгромить боевые группы немцев у Тулы — танки и мотопехоту. Но, гладко было на бумаге…

План предусматривал осуществление его в три этапа. 3 армии отчасти удалось реализовать только первый этап — доукомплектование и выдвижение в район Теплого. Командование 50 армии не сумело реализовать и половины первого этапа, хотя если судить формально, то «ударная группа» в районе Тулы была создана. Однако в планы советского командования (командующего 50 армией А. Н. Ермакова и командующего 3 армией Я. Г. Крейзера) вмешалась злая воля противника.

194 СД 50 армии, которой следовало из района Интюшево и Хлыново нанести удар на Михалково, 4 ноября вдруг обнаружила крупные силы противника, надвигающиеся на её правый фланг. Это оказались части XLIII АК немцев. Пришлось забыть о наступлении и перейти к обороне. 413 СД, едва выгрузившись и растянувшись от Маклеца до Дедилово, уже 2 ноября оказалась в неприятной ситуации: её штаб попал под обстрел немецких танков. Это говорит о том, что представления о местонахождении частей противника у командования дивизии были весьма и весьма смутными, поскольку оно позволило выдвинуть вперед, на линию огня, свой «мозг армии». Когда же обозначилось еще и обходное движение немцев с юга, дивизия была вынуждена отходить на рубеж р. Упа, продолжая вести бои с немецкими танками у Дедилово.

Контрудар войск 50 армии. Иллюстрация из книги
Контрудар войск 50 армии. Иллюстрация из книги

Наиболее полнокровная как в личном составе, так и в вооружении 413 СД начала растрачивать свои силы еще до момента, предусмотренного планом. Определенная польза от боев у Дедилово всё же очевидна — немецкие части были на время задержаны в своем порыве провести уже начатый обходной маневр. Впрочем, 50 армия со 2 по 6 ноября оказала частное давление на XXIV ТК, что нашло отражение в сводках группы армий «Центр».

Наступление 3 армии на ещё открытый фланг войск Г. Гудериана в начале ноября 1941 г. имело смысл: это был хоть какой-то шанс если и не ликвидировать, то уменьшить угрозу Туле. Перед фронтом 3 армии до линии шоссе Орел–Тула командарм Я. Г. Крейзер не ожидал серьезной угрозы со стороны противника.

Сведения о «подходе русских с востока» Гудериан стал получать еще в конце октября. Поэтому LIII АК был нацелен на прикрытие правого фланга 2 ТА в направлении Епифань–Сталиногорск. Вероятно, сведения об угрозе с востока были общего порядка и относились в том числе к появлению юго-восточнее Тулы нашей 41 КД, поскольку, «когда авангард LIII армейского корпуса приблизился … к населенному пункту Теплое, он неожиданно натолкнулся на противника. Это была крупная русская группировка, состоявшая из двух кавалерийских дивизий, пяти стрелковых дивизий и одной танковой бригады, продвигавшаяся вдоль шоссе Ефремов — Тула и, очевидно, имевшая задачу атаковать в тыл и фланг соединения 24 танкового корпуса в районе Тулы. Появление корпуса оказалось для русских, по-видимому, такой же неожиданностью, как и их появление для немцев» (Гудериан Г. Воспоминания солдата. С. 332–333.). Г. Гудериан несколько преувеличил число советских соединений*, но суть отразил ёмко и внятно: противники на момент встречи не представляли масштаба взаимной угрозы. Наступило время реагировать.

* Кроме упомянутой 41 КД, наступали всего три стрелковые дивизии: 6 ГСД, 269 СД и 283 СД. Еще две кавдивизии, 21 и 29, были далеки от места событий. 29 КД опоздала, но приняла участие в боях, а 21 КД после разгрома основных сил повернула на Ефремов. Возможно, Гудериан причислил к наступающей группировке и 137 СД (в дни боёв у Теплого обороняла Ефремов) и 280 СД (уже расформированную ко дню наступления — 7 ноября).

Продолжение следует...

Материал подготовлен по книге "Неизвестные страницы боевых действий под Тулой. Часть 1. Оборонительные бои в регионе Куликова поля. 2 ноября – 15 декабря 1941 г.

Интересное по теме:

История одного предмета. Письмо с фронта