Найти тему
Инкин Алексей

Как я ходил на Сахарную гору (1550 м)

Оглавление

Идея

Я спросил у друзей, что есть в Сочи посложнее, и мне назвали эту гору. Скоро там будет снег, поэтому откладывать нельзя. Сами друзья отказались идти второй раз, потому что подъём сложный. Хотя на Ачишхо они были несколько раз. Это интересный звоночек. Но всё же я не поверил в сложность на такой высоте.

Сахрная гора интересна ещё и тем, что через неё лежит путь на одну из самых сложных гор вокруг Сочи — Амуко. Интересно посмотреть на будущее.

Подготовка

Я надел два слоя термы + флис и шапку. На ногах летние городские кроссовки, потому что холмы около 1000 метров здесь обычно простые.

Я взял:

  • Фотоаппарат, два объектива.
  • Телефон с MAPS.ME, аккумулятор.
  • Фонарь.
  • 1.5 л воды.
  • 2 банана Lolita Bananas, Snickers Super, белый Nuts.
  • Стандарт: эластичный бинт, йод, платырь, термоодеяло.

Я прочитал отчёты тех, кто ходил туда: местный Чак Норрис и ещё несколько.

Дорога начинается там же, где путь на водопад Ажек: Сочи, деревня Нижнеорехово. MAPS.ME проложил такой маршрут:

Маршрут на MAPS.ME: Вход в парк — водопад Сванидзе — южный отрог западного гребня Будунко — вершина Будунко — Прохладный хребет — Сахарная.
Маршрут на MAPS.ME: Вход в парк — водопад Сванидзе — южный отрог западного гребня Будунко — вершина Будунко — Прохладный хребет — Сахарная.

Говорят, что там много медведей, но они сами прячутся от людей, поэтому достаточно шуметь, и тогда вряд ли их встретишь. На всякий случай я прочитал, что делать при встрече с медведем.

Старт

29 ноября 2020. Я проснулся в 4:30 и в 6:30 был на маршруте. Доехал до самого входа в парк, там бесплатная стоянка, хотя последние 2 км дороги это грунтовка с камнями.

Прямо через дорогу в парк течёт река. Дальше она превращается в Ореховский водопад, на который я уже ходил раньше.

Река течёт прямо через дорогу
Река течёт прямо через дорогу

Высота 100 м. Термометр показывает +2°C, прогноз на день +13°C внизу. Прохладно, и особенно кроссовки не по погоде, но я уже знаю, что при подъёме стопа греется так, что становится в самый раз.

Включил фонарь, иду. Тропа встречает надписью «Осторожно, обрыв».

-3

Но я был здесь и не верю ей: такие «обрывы» часто используются как валидные спуски. Улыбаюсь и иду дальше.

От тропы на Ажек сворачиваю к ручью Сванидзе и вскоре дохожу до него. Там красивый водопад, перехожу ручей, но непонятно, где подъём — на MAPS.ME всё напутано. Я потерял 15 минут, пока не стало светлее и я не увидел тропу. Водопад метров на 50 ниже, чем обозначено. И тропа наверх стартует там же, где спустилась к ручью, а не ниже. Она идёт от таблички, что что-то там запрещено.

Запрет идти используется как указатель, куда идти
Запрет идти используется как указатель, куда идти

Как жаль людей, которые делают акцент на запрете, а не на том, куда платить. Тем более, что деньги берут только на входе, но не заранее, и сегодня на входе никого нет. «Пропуск»? Всё должно быть уведомительным. Нет того человека, который бы запланировал поход, увидел это, сказал «Ой» и развернулся. Ладно, однажды этих распорядителей не станет.

И я всё же не нашёл тропу ровно наверх и пошёл налево, затем свернул на необозначенную тропу направо. Начинается отрог горы Будунко.

-5

На подъёме тропа теряется из-за листьев. Вообще тропу видно на хребтах, потому что по обе стороны она обрывается. Видно тропы, идущие вдоль склона — это «полки» между уклонами вверх и вниз. Видно в кустах — это просветы между кустами. Но тропы полностью засыпаны на полянах и при движении ровно вверх-вниз по склонам. Сегодня я ещё не раз так собьюсь.

Забираюсь по склону, держась за камни и корни. Тяжело. Вчера я поднялся на 700 метров и устал. Чувствую, что чего-то не хватает в мышцах, они выжаты, а ещё только начало. Обычно перед большими подъёмами делают день отдыха — надо было и мне его сделать. Я понял, что такое сложный подъём, о котором мне говорили. Думаю, как потом спускаться, особенно если не успею до темноты.

С каждым деревом, корнем и камнем я учусь лучше обращаться с деревьями, корнями и камнями. Прямо чувствую, как от меня отлетают цифры опыта.

Герой повышает навык владния топором, нанеся ранение белке
Герой повышает навык владния топором, нанеся ранение белке

Восход в 7:33, но солнце из-за гор показалось в 7:55. С каждой минутой теплее. Снимаю шапку и второй слой термы. Выхожу на гребень, там уже однозначная тропа, и она совпадает с картой.

Медведи

На высоте 500 м начинаются признаки медведей, и их всё больше.

Признаки
Признаки

Просто какой-то общественный туалет посреди моей тропы. На одной полянке было 20 лепёшек — это вообще медвежий «вокзал».

Через 20 минут лепёшки кончились. Я ещё не знаю, что дальше водятся те, из-за кого даже медведи не поднимаются выше. Пока просто красиво.

-8
-9
-10

Люблю подъёмы. Если высоту всё равно набирать, то лучше делать это быстро.

А вот следы тех, кто выселил медведей: это люди под воздействием веществ.

-11

Вершина Будунко

Подъём заканчивается безымянным пиком, и дальше будут почти горизонтальные 1.8 км до вершины Будунко. Смотрю на время: 9:55. Я отстаю от ребят, которые ходили на Амуко. Ем банан и отдыхаю на безымянном пике 10 минут.

Слева от моего гребня показалась Сахарная гора. Вершина у неё вся белая.

Вид на гору Сахарная с западного отрога Будунко
Вид на гору Сахарная с западного отрога Будунко

«Сахар» — думаю я и иду дальше.

Гребень выпрямился и стал плоскостью. Из-за этого в листьях потерялась тропа. Иду просто сквозь кусты, и это медленно. Вершина Будунко большая и плоская, поэтому на всех подступах к ней не видно троп.

Наконец дохожу в 10:48. Просто лес.

Вершина Будунко
Вершина Будунко

Зато этот лес на высоте 1001 метр — я уже 15 дней так высоко не поднимался. Ем белый Nuts. В моём детстве они были чёрные и содержали больше орехов (как и рэпперы).

Из 10.4 км я прошёл 7.2 км за 4:20, и осталось 3.2 км. Думаю, что уже немного. Но тут мне пришло в голову посчитать высоту.

Я поднялся на 900 метров. Теперь нужно сбросить 120 и набрать 670, чтобы получилось 1550. Не представляю, как это можно разместить на такой географии. Начинаю думать, что впереди какая-то большая работа.

Ещё пик

Встаю с привала в 11:00. Тропу снова не видно из-за пологого склона. Спускаюсь наугад и не угадываю. Приходится метаться от дерева к дереву на склоне, чтобы выйти на тропу. Теряю время. Но вот снова гребень, и она видна.

На пути вырисовывается ещё пик, которому на карте я не придал значения. Это всего 30 метров вверх и вниз. Когда поднимаешься к главной горе, то 30 метров вообще не замечаешь. Но от усталости и давления времени он сильно действует. И, опять же, это как десятиэтажнй дом. Тропы на карте и в жизни расходятся, пришлось искать.

Перехожу пик и спускаюсь. Наконец начинается настоящая гора.

Сахарная

На 1000 метрах в оврагах по левую сторону появляется снег, там мало солнца.

-14

Первый снег на тропе появляется на 1070.

Тропа поднялсь на 1150 и свернула вправо, трверсируя склон, спускаясь и поднимаясь. До вершины всё меньше и меньше километров. Когда же набирать 400 метров и как? И вот на удобной тропе на дереве написано «Сахарная» и стрела вверх. Ух. На 800 горизонтальных метров нужно набрать 400 метров высоты. 12:10.

Круто
Круто

Лезу по склону. Из оставшихся 400 метров 80% шагов можно будет сделать, только держась двумя руками за камни, корни или кусты. Я понял, какой подъём действительно называли сложным. Путь на медвежий вокзал — это мелочь.

Отдыхаю, ем Super Snickers, пью воду.

Много белых камней. И вот — целые белые скалы. Значит, это были они, а не снег. Ну и хорошо.

Белые скалы на Сахарной горе
Белые скалы на Сахарной горе

Когда сил уже нет, но я вижу кадр, я допрыгиваю до нужной точки и снимаю. Только так и можно двигаться. Почему люди начали ходить в горы только в начале-середине 20-го века? Потому что фотоаппараты раньше были слишком большими.

Чуть промочил ноги на снегу в тени белых скал.

Но шутки кончаются. После 1400 всё вот так:

-17

Но хотя бы видно тропу. Снег сырой и липкий. Когда он тонкий, это скользко и сложно. Но потом он становится толще, и в него можно зарубаться кроссовками «ёлочкой».

Нахожу скалу, которая помечена как смотровая площадка. Она тоже под снегом. Поднимаюсь на 4 метра по заснеженным камням, наступая след-в-след тому, кто был здесь раньше.

Вид со «смотровой площадки» на 1450
Вид со «смотровой площадки» на 1450

Надо фоткать человека на этой скале с расстояния, сбоку или снизу, тогда будет величественно. А одному — слишком долго ставить штатив.

Дальше много шагов по снегу. Гора всё не кончается, хотя по карте осталось чуть-чуть.

Снизу никогда не видно, сколько осталось, потому что всё новые и новые высоты показываются из-за деревьев. Это самое сложное. И только метров за 30 понимаешь, что дальше уже ничего новое перед тобой не вырастет. Замраю. Пять метров перед вершиной — это моё любимое, вот-вот всё появится...

За 5 метров до вершины Сахарной
За 5 метров до вершины Сахарной

Поднялся. 1550 метров. 14:00.

Фишт слева и Амуко справа
Фишт слева и Амуко справа
Фишт, 2867 м
Фишт, 2867 м

До горы Амуко 4.2 км, она следующая в этом хребте. Есть люди, которые проходят за день то же, что и я, но ходят ещё и на Амуко. У них +8.2 км пути и +700 метров набора высоты. Не понимаю, как они это делают.

Амуко, 1918 м
Амуко, 1918 м

Ачишхо уже вся в снегу. Интересное чувство, когда разглядываешь с высоты гору, где уже был. Это как дойти пешком от одной станции метро до другой и увидеть, что между ними не телепорт.

Ачишхо главная (2391 м), центральная (2363 м) и восточная (2321 м)
Ачишхо главная (2391 м), центральная (2363 м) и восточная (2321 м)
Аутль, 1855 м
Аутль, 1855 м
Какие-то горы за Красной поляной. Кто знает — напишите.
Какие-то горы за Красной поляной. Кто знает — напишите.
Море и центр Сочи
Море и центр Сочи
Путь, по которому я шёл
Путь, по которому я шёл

Не зря я взял Таир 11А:

Центр Сочи в солнечной дорожке
Центр Сочи в солнечной дорожке
-29

Глядя на это, так и слышишь: «На яхте прокатиться, молодые люди».

-30

Я хотел съесть здесь банан и посидеть. Но сидеть негде — всё под снегом. А ещё я шёл сюда 7.5 часов, и солнце сядет через 2:40. Каждая минута на вершине означает, что к пути прибавятся 3 минуты из-за темноты. Быстро фотографирую всё вокруг, пью воду, осталось пол-литра. Стою в тишине минуту и в 14:15 начинаю спуск. Нужно дойти как можно дальше.

Спуск

Спускаться по снегу в кроссовках трудно. Приходится шагать спиной вперёд, держась руками за кусты — так же, как я поднимался. Это медленно, и лучше идти лицом вперёд, где можно. Раза три я скатывался и проезжал несколько метров, хватался и царапал руки. Промочил ноги так, словно в луже постоял.

Попалась небольшая ровная площадка. Сбоку обрыв.

-31

C него видно крутой западный склон Сахарной. На горизонтальном снегу хорошо, если постоять в тишине.

Западный склон Сахарной
Западный склон Сахарной

Снег кончился. Это волшебно: ставишь ногу на землю, и можно опереться! Всем советую. Дальше такой же спуск по кустам, ещё 200 метров высоты.

Выхожу на горизонтальную тропу. Это праздник. Можно выпить воды. Начинаю её экономить. Не критично, но некомфортно. Спускался я полтора часа.

Крутой участок кончился, начались холмы. Иду быстро. Секрет — никогда не проходить прогулочным шагом то, где можно ускоряться. Утром это тоже понимаешь, но сейчас ещё яснее.

Ненужый пик я обошёл слева, тропа размечена, но она на склоне и не очень удобна.

Передо мной Будунко, и в 16:25 Солнце село за него. Все холмы сбоку красиво освещены.

-33
Сахарная в закатном солнце
Сахарная в закатном солнце

Не люблю идти в гору, когда солнце село. Это ущербное чувство, когда перед тобой тёмная стена, которая делит мир на пустой и холодный сзади и человеческий спереди, и ты должен карапкаться в человеческий. Поэтому я собираю силы и поднимаюсь отавшиеся 120 метров без тропы по листьям на вершину за 25 минут и догоняю закат там.

Сам не ожидал. Вот это порядок.

Закат на Будунко
Закат на Будунко

В Сочи солнце садится в 16:47, а я вижу его в 16:50 — вот что значит высота 1001 метр.

Нужно идти дальше, потому что каждая минута света экономит несколько минут темноты. Но мне так важно было выбраться из-за стены гор, что я отдыхаю, пью, ем и наслаждаюсь тем, что остался только спуск, хоть я ещё и не вижу, куда. Должно быть, этот дискомфорт остался с Ачишхо, когда меня ночью отделял от города перевал Медвежьи Ворота.

Я надел второй слой термы, завязал шнурки (да, я не люблю это делать и ходил на вершину с развязанными и заправленными внутрь), достал фонарь и положил в карман.

Думаю, как мне идти по Медвежьему вокзалу и не подвезёт ли туда электричка медведей. Я уже сделал главное — прошёл путь, который ночью был бы адом. Так тянет домой, что можно и с медведями. И тут навигатор показывает мне другую тропу: не по западному гребню со спуском на юг через вокзал, а сразу на юг по направлению к Ажекской тропе: половину по Прохладному хребту, потом по его юго-западному отрогу. Взвешиваю.

Обратный маршрут, предложенный MAPS.ME: по Прохладному хребту на юг до середины его оставшейся части, потом по его юго-западному отрогу, потом с него вниз, потом на запад. Река Сочи течёт внизу, вдоль неё супер-тропа с водопада Ажек.
Обратный маршрут, предложенный MAPS.ME: по Прохладному хребту на юг до середины его оставшейся части, потом по его юго-западному отрогу, потом с него вниз, потом на запад. Река Сочи течёт внизу, вдоль неё супер-тропа с водопада Ажек.

В темноте проще ходить там, где уже был. Но там могут быть медведи. Там несколько крутых спусков с потерянной тропой.

Тропа на юг ведёт сразу к самой ходовой части района — тропе с водопада Ажек, там меньше вероятность медведей. Я выйду на неё на 1300 метров раньше, а в темноте это может быть час времени. И, пожалуй, главное преимущество — я иду прямо к этой тропе и прямо сейчас. На карте выше она тянется прямо вдоль самой Сочи. В крайнем случае на неё можно будет выйти и без тропы наугад просто по спуску, даже если это 3 километра.

Остатки заката будут светить ещё полчаса. Решаю идти новой тропой и, если совсем плохо, вернусь на вершину и пойду через вокзал. Волнительно. Тропы не видно из-за листьев.

Мне нужен счётчик в голове, чтобы мерить прогресс. Можно считать до машины. Но лучше — до стыка с известной ажекской тропой. 4.7 км. Погнали. 17:00.

Ночь

Метров через двести оформляется гребень, и тропа на нём. Она сразу даёт мощное чувство дома — дорога прямиком к известной территории. Крутизна спуска удобная, гребень выражен, можно идти и расслаблять мозг. Радуюсь каждым сброшенным 100 метрам, это на 100 метров ближе к дому.

Стало темно, но появилась луна, сегодня полнолуние. Иду без фонаря.

-37

Не вижу, есть ли под ногами лепёшки. На всякий случай пою песни, чтобы медведи слышали. Сначала ходовые, но потом и до гимна Казахстана дошло.

Дохожу до развилки троп. Прохладный хребет идёт дальше на юг до ажекского водопада, он выходит на известную дорогу ещё на 900 метров раньше, и это тоже может сэкономить час ночью. Но спуск по карте выглядт крутым. Нужно сбросить 450 метров высоты. Ровно на юг — 1.8 км, на юго-запад по диагонали — 2.7 км. Иду по диагонали, как предлагает навигатор. Ещё не знаю, что это ошибка.

Перед развилкой, где нужно было продолжить движение на юг по Прохладному хребту, чтобы быстрее выйти на широкую Ажекскую тропу
Перед развилкой, где нужно было продолжить движение на юг по Прохладному хребту, чтобы быстрее выйти на широкую Ажекскую тропу

Тропа дальше — это приключение в приключении. Она постоянно теряется, потому что много полян, широких спусков и оврагов. Когда сбиваешься, то иногда идти в 10 раз сложнее, чем без тропы. Можно налететь на колючий вьюнок-лиану с шипами полсантиметра. Тогда открываю навигатор и вижу, в какую сторону я сбился на 10 метров. Иду туда. Иногда нахожу тропу, иногда нет — навигатор тоже не идеален — и иду дальше сквозь кусты. Этого особенно много на последних 1100 метрах пути, когда тропа ниже высоты 400 м сворачивает направо.

Телефон в режиме экономии отключает GPS, когда блокируется экран. Когда включаешь, он ещё полминуты определяет положение. Так уходит много времени, особенно если делать это каждые две минуты. А приходится, потому что без этого чувство полной потерянности.

Часто хотелось пробираться прямо на юг и дойти через кусты до ажекской тропы, потому что прямая дорога была бы 400, 300, 200 метров. Но я помню, что над той тропой бывает высокая крутая стена, и я не хочу выйти на такой участок. Днём не было бы проблемы, но ночью от этого не по себе.

Вообще глупая ситуация. Нужно проти несколько сотен метров метров понятно куда, но вместо прямого движения я всё хочу найти нужный путь, потому что овраги и обрывы. Не могу шагнуть в такую маленькую неизвестность.

Можно включить фонарь. Он даст хорошую освещённость под ногами и стену темноты вокруг. Не включаю. К тому же, так интееснее. Получаю опыт. Учусь высматривать в серой массе всё, что может быть тропами. Главный урок — ночью осенью спуски лучше, чем поляны.

Ещё включается состояние, когда немного по фигу. Просто знаешь направление и идёшь. На Ачишхо на сложной тропе было так же. Медведи, палки, колючки — ну и ладно. Следующий шаг делает тебя на 40 см ближе, вот и всё. Возможно, что Илон Маск делает автопилот для Теслы, подключая компьютер к мозгу людей, которые только что спустились с горы.

Последний километр леса я шёл час.

Я вышел на ажекскую тропу. Она широко и глубоко протоптана, там сглажены все проблемы, там мостики и иногда поручни, как на картинках счастливой жизни. Там ходят десятки человек в день. Это уже дом в сравнении с тем, что было раньше. Допиваю оставшуюся воду. Надо было брать на пол-литра больше — хватило бы без экономии. До машины 1.8 км, прохожу их за 30 минут. В 20:40 я в машине.

Я прошёл 21 км и 2000 метров подъёма.

Температура упала до +3°C. Ноги уже гораздо более сухие и горячие, то есть холод вообще не действует. Грею машину. Еду за колой, потому что опять хочу быстрых углеводов. Ещё купил мороженое — хочется и такие углеводы тоже. Съедаю. Не замечаю.

Дома ужинаю и пью ещё полтора литра — сушняк. Некоторые сбрасывают на этом пути 1.5 кг, но у меня нет весов.

Ложусь спать и не могу заснуть. Мозг повторяет движения на спуске: хватания, переступы и прыжки. Только само тело их не делает, но весь ум этим занят. Ноги и руки гудят, потому что всё натёрто.

Засыпаю и просыпаюсь в 2:30, не могу уснуть. Что ж, тогда пора писать текст.