Найти тему
Тимофей Марчук

Краса России. Собор Рождества Богородицы

Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента

В середине XII века у крутой излучины реки Каменки, на высоком берегу, выше её впадения в реку Нерль, был построен детинец (кремль). Глубокий ров, пересекающий перешеек "подковы", превращал речную долину в остров, на котором стояли бревенчатые стены с башнями, укреплённые высоким земляным валом. В кремле, при Владимире Мономахе возвели первый каменный храм — Успенский собор,который очень быстро разрушился из-за недолговечности плинфяного камня. Внук Юрия Долгорукого, Георгий Всеволодович и епископ Симон, в 1222-1225 годах, на месте старого храма строят новый белокаменный храм во имя Рождества Богородицы. Просторный, высокий, с тремя притворами и тремя куполами, с громадными хорами, под которыми находилась княжеская усыпальница. Каменные барельефы и узорчатая резьба украшали фасад. Внутреннее помещение в 1230-1233 году расписали фресками, а резные порталы украсили "Златые врата" — выдающееся произведение русского прикладногоискусства. Их двое, с западной и южной стороны. Высокие, двустворчатые, повторяющие арочныйпортал, они разделены на клейма, как иконостас. В каждом клейме тончайшим контуром прочерчены рисунки покрытые золотом, на библейскиесюжеты. В искусстве русского средневековья нет ни одного равнозначного произведения в технике"огневого золочения" по чернёной меди. Львиные маски с массивными кольцами в пасти служат дверными ручками. Величественный собор стал самым большим сооружением древнего Суздаля. В роковом 1238 году, монголо-татарской ордой Батыя, Суздаль, как и вся земля русская,был разграблен и сожжен, но храм не был разрушен и вскоре — восстановлен. Однако, в 1445 году — повезло меньше, казанские татары разрушили собор и своды обрушились.

В XVI веке, по приказу Василия III, храм перестроили и возвели над ним пять глав с куполами шлемовидной формы. Затем, уже в 1750 году заменили кровлю и соорудили большие луковичныеглавы.

Приоткрытая дверь, ведущая в храм, а внутри — сияющее, как самоцветы, "стенное писание". Столбы возносят высокий средний купол, а ближе к алтарю чуть светлеют окна малых куполов, и золотые блики горят на ликах святых. Выдающийся памятник русской домонгольской архитектуры, собор известен огромным пятиярусным иконостасом XVII века с иконами кисти Симона Ушакова, а также "государевыхиконописцев" — Георгия Зиновьева и Артемия Петрова.

Фрески XIII века сохранились лишь в алтаре, а на стенах зала росписи XVII века. Реставрационные работы открыли часть фресок XVI века.Это фреска "Полотенце" и фреска "Деисус" с "Растительным орнаментом" 1635 года.

Восстановленные росписи кажутся слишком контрастными со старыми сохранившимися фресками, но имея растительную составляющую в красках, вместо химии, скоро придут к пастельной цветовойгамме.

В храме, у алтаря, две симметричные раки с золочеными шатрами, сделанные из дерева, серебраи чеканной меди с золочением, произведение XVIII века. В одной покоится Святой Иоанн, епископ Суздальский XIV в., другая рака — мощи Святого Феодора Суздальского Х в. В арочных нишах собора есть старинные скорбные саркофаги из белого камня.

В соборе Рождества Богородицы хранится огромный выносной фонарь, конца XVII века:слюдяной, в форме пятиглавого храма, со свечами внутри — непременный участник крестных ходови торжественных церемоний. Царь-фонарь, уникальный предмет декоративно-прикладного искусствасделан по заказу митрополита Илариона. В церковном интерьере хранятся и малые ходовые фонари XVII века, в виде барабанов с куполом.

Необыкновенно деятельный митрополит Иларион преобразил Суздаль и кремль,в 1635 году у фасада Рождественского собора построил монументальную колокольню с домовойБлаговещенской церковью в нижнем ярусе. Часы-куранты на колокольне связаны с колоколами и отбивают каждый час и "перечасье".На циферблате — буквы кириллицы. Римские и арабские цифры были введены Петром I. Колокольню огибает галерея и арочный переход, связывающие её с Архиерейскими палатами.

Архиепископский двор с постройками начал складываться во второй половине XV века, однако,при митрополите Иларионе он приобрел завершенный вид. Крыльцо Архиерейских палат перекрыто маленьким шатром, через него по двум лестницам можно попасть в сени, а оттуда, в самое интересное помещение — Крестовую палату. Крестовая палата — торжественная приемная архиерейского дома, памятник светского строительства XVII века, образец мастерства местных зодчих.Палата, площадью в 300 кв.метров перекрыта сводом, высотой 9 метров, без опорных столбов!Интерьер воссоздан по описи 1788 года. В 1992 г. ЮНЕСКО включило в список Всемирного культурного наследия — собор Рождества Богородицы и Архиерейские палаты.

Напротив Архиерейской палаты, на зелёном лужке под березкой, стоит маленькая деревяннаяНикольская церковь, перевезенная в 1960 году из села Глотово Юрьев-Польского района (1766г.). Простая сельская церквушка, без которой нет лиричности в русском пейзаже, стала первым экспонатом в коллекции Музея деревянного зодчества и скромным украшением Суздальского кремля.

P.S. Этот "караван" — в Музей деревянного зодчества!