Правые и левые радикалы настолько родственны друг другу, что им бы в мире и согласии вместе маршировать на день независимости Финляндии, - пишет историк и колумнист IS Теему Кескисарья.
Ilta-Sanomat, 01.12.2020. Teemu Keskisarja
Профессор Хуовинен приписывает Адольфу Гитлеру слова, сказанные в детстве на уроке геометрии: «Если из двух одинаковых фигур одна больше, то другая, естественно, меньше».
При изучении истории это высказывание не работает. Из двух зол одно больше, а другое, естественно, меньше. Заигрывание с нацизмом – это мыслепреступление, отдающее гaзoвoй камерой, роман с коммунизмом ничем не чреват.
Демонология не является вспомогательной исторической дисциплиной, но демоны в истории ХХ века присутствовали. По сравнению с Гитлером, Сталиным и Мао дьявол – хороший парень.
Мнение прогрессивной молодёжи о «системах зла» не изменилось с 70-х. На день независимости она не проводит акцию «Хельсинки без коммунистов». Найдутся ли другие объекты для противостояния, помимо нацистов? Зависит от критериев оценки.
Но оставим борцов в покое. Задуматься заставляют более важные фигуры.
В последнее время по результатам опросов в России Сталин стал крупнейшей фигурой российской, а то и мировой истории. В Китае у власти компартия со своими знамёнами, символами и аппаратом. Марксизм-ленинизм и призрак маоизма остались вполне жизнеспособны при крутом повороте вправо.
О голодоморе, чистках, «большом скачке», порабощении восточной Европы и коллективизации в Эфиопии известно, но не в том же разрезе, что о холокосте. О коммунизме и его плюшках в Финляндии написаны десятки хороших исторических книг, но они не стали частью общего образования.
Тех, кто помнит прошлое, коробят двойные стандарты. Из двух бесчеловечных идеологий полностью проклят лишь нацизм.
Финляндия не может направить России и Китаю ноту в духе «хватит поклоняться дьяволу». Приходится жить на одной планете с сотнями миллионов фанатов Сталина и Мао. Правильнее было бы криминализировать в Финляндии изображение серпа и молота, но это наверняка лишь привлечёт внимание к этим символам, равно как и к свастике.
Можем ли мы, образцовые граждане, скрепя сердце терпеть вокруг себя радикалов, раз уж не вольны избавиться от них или обратить в свою веру? Пусть разрядка начнётся со дня независимости, который порождает слишком много споров среди правых, левых, да и центристов тоже.
Как известно, национал-социализм и коммунизм как тоталитарные идеологии близки, и в августе 1939 в договоре о ненападении они «поженились». Зачем же в 20-е годы ХХI века в Финляндии одних не воспринимать всерьёз, а других считать пугалом? Хватит их противопоставлять. У меня есть мечта – чтобы на день независимости рука об руку шагали неокоммунисты и неонацисты, анархисты, язычники и прочие радикалы обоего пола.
Автор – доцент Хельсинкского университета, историк