1 декабря 1934 года в коридоре Смольного выстрелом в затылок был убит Сергей Миронович Киров. Историки до сих пор не пришли к единому мнению — идет ли речь об убийстве из ревности, либо оно было совершено по указанию Сталина.
Сергей Миронович Костриков был родом из города Уржума Вятской губернии. Фамилия Киров — производная от имени знаменитого персидского полководца Кира — появилась позже, когда он писал антиправительственные статьи в газете «Терек». Сергей рано лишился родителей — отец ушел на заработки, и больше семья о нем не слышала, мать умерла. Мальчик попал в приют. В годы учебы в приходском, а затем городском училищах он показал блестящие способности к наукам. К 1908 году успел стать профессиональным революционером и полтора года отсидеть в тюрьме.
После революции Сергей Киров принимает самое активное участие в репрессиях. Под его руководством подавлено восстание рабочих и красноармейцев в Астрахани, расстрелян Крестный ход в прославление святого Иосифа Астраханского и епископа Леонтия. Также Киров руководил раскулачиванием на вверенной ему территории.
Пик его карьеры приходится на 1930 год, когда Сергей Миронович становится членом Политбюро ЦК ВКП (б) и президиума ВЦИК СССР. Но на членов Политбюро Киров особого влияния не имеет, в Москву наведывается редко. Входит в состав «тройки» Ленинградской области, которая рассматривает дела контрреволюционеров с правом приговорить их к расстрелу. При этом активно занимается развитием промышленности Ленинграда, поддерживает Горького. Любитель книг и театра, почитатель творчества Толстого, а также автор следующей цитаты: «ЧК ГПУ — это орган, призванный карать, а если попросту изобразить это дело, — не только карать, а карать по-настоящему, чтобы на том свете был заметен прирост населения благодаря деятельности нашего ГПУ».
Леонид Николаев — партийный, безработный, тот, кого обычно называют классическим неудачником. Известно, что первую попытку убить Кирова он предпринял 15 октября. В этот день охрана задержала его около дома партийного деятеля, при нем был пистолет. Однако Николаев предъявил разрешение на оружие, и его отпустили. 1 декабря он зашел в Смольный, догнал Сергея Мироновича в коридоре третьего этажа и выстрелил ему в затылок.
На допросах Николаев указал, что входит в «зиновьевскую» группу и назвал ряд ее членов, причастных к убийству. Далее, согласно показаниям конвоира, произошло следующее: Николаев заявил, что его заставили оговорить невинных людей, и отказался от показаний. Он был допрошен повторно, отдельно от своих «подельников», и вновь вернулся к первоначальной версии убийства, после чего последовал суд и расстрел.
Однако ряд историков настаивает на иной версии этого преступления, в их числе — доктор исторических наук, профессор Георгий Мирский. После расстрела Николаева была арестована и расстреляна его жена Мильда Драуле. Исследователи предполагают, что у Сергея Кирова был роман с Мильдой, о котором узнал обманутый муж Леонид Николаев. Эта версия считается основной.