Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Первый лучший фильм года в СССР

В 1956 году на киностудии «Мосфильм» решили экранизировать роман Евгения Воробьёва «Высота». Но снимать ещё один фильм на производственную тему, который вполне мог стать рядовым и пройти незамеченным, режиссёры не особо стремились, так что тогдашний руководитель киностудии Иван Пырьев, перебрав лидеров и получив отказы, обратился к Александру Зархи.

Зархи в середине пятидесятых в число востребованных режиссёров не входил.

«Виноват» в этом был его предыдущий фильм «Огни Баку», который он создавал в паре с Иосифом Хейфицем в 1950 году. Одним из основных героев «Огней Баку» был Лаврентий Берия, и в кадре он представал героем положительным. Но пока ленту снимали и монтировали, отношение к Берии полярно изменилось, вышедшая картина моментально оказалась на полке, попутно дискредитировав авторов. Но если Хейфиц сумел быстро восстановить репутацию как человек уже очень заслуженный, то о Зархи все предпочли забыть. Пырьев же призвал Зархи просто потому, что доверить съёмки было некому. А ведь

Зархи был в простое уже шесть лет! Мало того, все предыдущие работы он сделал в сотрудничестве с Хейфицем и самостоятельно почти не работал,

так что Иван Пырьев всерьёз рискнул, доверив новый фильм ему.

Кадр из фильма «Высота»
Кадр из фильма «Высота»

Режиссёр почти сразу предложил главную роль Николаю Рыбникову, актёру, олицетворявшему образ идеального советского рабочего. Рыбников только что закончил сниматься в «Весне на Заречной улице». И хотя мелодрама в прокат ещё не вышла, некоторые кинематографисты успели посмотреть черновые материалы. В их числе была помощница Александра Зархи, которая и пригласила на пробы Николая Рыбникова. Тут же стало понятно, что

роль монтажника Николая Пасечника буквально создана для Рыбникова.
Фото со съёмок
Фото со съёмок

Также сразу попала в группу и Инна Макарова. Она была единственной, кого Зархи видел в образе разбитной Кати, осознавшей порочность выбранного пути и исправившейся под влиянием Пасечника. Правда, получив предложение,

Инна засомневалась: её тоже смутила производственная направленность истории.

Но её учитель Сергей Герасимов посоветовал не отказываться, и Макарова согласилась. И не прогадала, поскольку её героиня в первой части блещет яркими и даже вызывающими нарядами, примерить которые многие актрисы и мечтать не могли. Кроме того,

Инне Макаровой предстояло сняться в эпизоде провокационном, а по меркам пятидесятых чуть ли не эротическом:

в парке Николай застигает её за стягиванием чулка, при этом платье актрисы поднято сильно выше колен. И это, бесспорно, было очень смело как для жизни, так и для кино.

Чтобы картина получилась достоверной,

актёры на съёмках действительно поднимались на головокружительную высоту и сами выполняли многие работы.

Так, Инна Макарова самостоятельно занималась сваркой в кадре, а Николай Рыбников без дублёра съезжал по тросу длиной 40 метров. Ради масштабных сцен группа отправилась в Днепродзержинск на настоящую строительную площадку. Там во время возведения доменной печи и снимали, а параллельно рядом с актёрами шла работа реальных строителей и рабочих завода.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Большим плюсом для «Высоты» оказалось то, что Николай Рыбников был актёром поющим, ведь именно он сделал хитом песню, написанную специально для фильма.

У «Марша монтажников» тоже были все шансы стать рядовой, ничем не запоминающейся композицией, если бы его не спел Рыбников.

Его сложно назвать выдающимся вокалистом, но как раз обычный приятный голос обычного человека и превратил марш в песню для всех, которую мог вслед за актёром спеть каждый. Удивительно, но музыку к маршу написал начинающий композитор, студент консерватории Родион Щедрин, который позже занялся музыкой классической и стал всемирно признанным мастером. Впрочем, и

«Марш монтажников» тоже стал классикой, который сейчас уже воспринимается как символ послевоенного СССР.

Весной 1957 года «Высоту» впервые увидели зрители. Она сразу же полюбилась аудитории, залы кинотеатров неизменно были переполнены. А ещё картина стала своего рода первопроходцем:

в 1957 году журнал «Советский экран» впервые провёл опрос, попросив зрителей назвать лучший фильм года. И зрители безоговорочно выбрали «Высоту».

Изменила лента и карьеру режиссёра Александра Зархи. Он доказал, что самостоятельно может создавать фильмы захватывающие и интересные, и вернулся в число популярнейших режиссёров страны.

А как вам кажется, сейчас больше известен фильм «Высота» или «Марш монтажников»?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-4